КАК СПРАВИТЬСЯ С КАПРИЗАМИ РЕБЁНКА ПРИ РАССТАВАНИИ С РОДИТЕЛЯМИ (продолжение)

Зачем прощаться? 
    Наверно, многие взрослые переживали огромный соблазн вообще избегать прощаний: ребенок отвернулся, а ты на цыпочках и — в двери. Конечно, после таких расставаний на душе кошки скребут и хочется вернуться посмотреть, как он там (что, конечно, не улучшает настроение на работе), зато слез не было (или, по крайней мере, при тебе не было). Такой способ строить отношения с ребенком совсем не хорош ни для малыша, ни для родителей. 
    Вот четыре причины того, почему убегать не прощаясь плохо для ребенка: 
  — ребенок видит, что родители боятся прощаний, и делает вывод, что расставания — это что-то очень страшное, поэтому он сильнее старается удерживать около себя привычные и любимые веши, очень много сил тратит на контроль того, что у него есть, и ему не хватает сил на новые знакомства; он может сторониться нового или быть агрессивным в новых контактах; 
— ребенок переживает, что родители считают его слишком слабой личностью для того, чтобы справляться с серьезными чувствами; он может смириться с тем, что он «слабенький» и «ранимый», вести себя капризно и подражать маленьким, а может начать активно доказывать, какой он сильный и самостоятельный через агрессивное поведение с теми, с кем он остается без родителей. И то, и другое, к сожалению, — ложное лицо маленького человека, а какой он на самом деле — ему еще предстоит понять; 
— ребенок ревнует родителей к их делам (к работе, друзьям, магазинам и парикмахерским); ему кажется, что если родители тайно убегают от него куда-то, значит, они любят что-то ТАМ больше, чем его ЗДЕСЬ; ему трудно будет научиться уважать работу родителей из-за этой ревности; 
— ребенок чувствует себя неполноценным членом семьи: его обманывают, с его чувствами не считаются. 
   А вот четыре причины того, почему убегать не прощаясь плохо для родителей: 
  — ребенок, который опасается новых контактов, будет сильнее и сильнее привязывать к себе маму, не позволяя ей отходить от себя (иногда ни на шаг); 
— ребенок, который с помощью агрессии доказывает, что он достаточно большой и сильный, чтобы с ним говорили серьезно, причиняет много хлопот, ссоря мам и пап с бабушками, нянями и воспитателями; 
— ребенок, который ревнует родителей к работе и другим делам, вынуждает их делить жизнь на «семью» и «работу» и испытывать чувство вины; 
— ребенок, который заметит, что его обманывают, может начать манипулировать и всегда найдет способ заставить родителей переживать, нервничать и опаздывать на свои важные встречи: слезами, жалобами, плохим сном, аппетитом и поведением. Для ребенка умение прощаться и отпускать — вовсе не мелочь, а важный аспект истинно человеческих отношений. Может быть, первый в его жизни опыт отношений в социуме, где ты — важен, но ты — не один. 
    Как лучше прощаться 
    Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания. Для этого вспомним, что мы знаем о желаниях малыша, и решим, чего хочет взрослый. 
                 Итак, ребенок хочет: 
— знать, куда уходит мама; 
— знать, когда она придет; 
— быть уверенным, что с ним ничего не случится; 
— быть уверенным, что с ней ничего не случится; 
— быть уверенным, что она получает удовольствие от того, что делает, и ей там не хуже (хотя и не лучше), чем здесь. 
                 В то же время взрослый хочет: 
— обеспечить безопасность ребенка; 
— не опоздать туда, куда идет; 
— оставить ребенка в достаточно хорошем настроении; 
— вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша. 
     Постараемся совместить эти пожелания в одной стратегии. 
  — Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня). 
— Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: «Я иду в парикмахерскую стричь волосы», или «Я иду на работу печатать на компьютере», или «Я иду к тете Лене пить чай»). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, — полезное и приятное. 
— Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время. 
— Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: «Ты будешь с бабушкой. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать».
— Не сулите ребенку «призов» за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом: «Ну нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести...» Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече. 
    Сцены и манипуляции 
 «Я начала приучать сына прощаться и говорить (то есть сначала махать ручкой) „пока-пока“ еще до года. Я специально прощалась с ним и говорила „пока“ даже тогда, когда выходила буквально на минутку к соседке, чтобы он привыкал и потом не плакал, когда я выйду на работу. Он действительно через пару недель привык и даже воспринимал „пока-пока“ как веселую игру. А вот в два года, когда я вышла на работу, ребенка будто подменили. Как будто и не было веселой игры в „пока“! Ревет, цепляется за меня! У меня сердце разрывается. Что я сделала не так? Ведь я же так готовилась к этому времени!..» 
  Печаль и тревога ребенка — обязательная часть его понимания того, что он становится самостоятельнее, а у мамы появляется все больше времени и желания заниматься разными делами, о которых он еще ничего не знает. Он плачет не потому, что «не подготовлен», а потому, что теперь он понимает: расставание — это грустно. Он стал взрослее! Но вот вопрос: как справляется каждый ребенок со своей тревогой? Какие способы применяет и какие слабости взрослых использует? 
   «Есть вещь, которой я совершенно не выдерживаю, — это когда дочка, увидев, что я собираюсь на работу, кричит: „Мамулечка, не уходи! Миленькая, ну пожалуйста, не уходи!“ У меня внутри все сжимается, я готова в этот момент бросить работу и все свои дела… Но самое ужасное знаете что? Как только я ухожу и за мной закрывается дверь — она тут же спокойно идет играть с дедом или смотреть свои мультики! То есть эта ужасная сцена — только для меня? Зачем она так делает? Я же потом работать полдня не могу!» 
   Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают «слабые» места взрослых. Например, если мама тревожится и чувствует вину из-за того, что работает, то ребенок с удовольствием переложит всю свою тревогу, связанную с расставанием (плачем и жалобами), на нее же. Устраивая сцены, он как бы думает: «Теперь за все тревожится мама, я могу быть спокоен!» — и действительно, потом спокойно играет и ждет маму. Так ведут себя многие дети. И об этом хорошо знают воспитательницы в детских садах, которые уговаривают мам (порой даже ругают): «Идите, все будет хорошо!» Эта сцена — для того, чтобы ОСВОБОДИТЬСЯ от своей тревоги и ПЕРЕДАТЬ ее маме. 
   А вот если мама сама не очень уверена в том, что ее дела нужны и важны для нее, сомневается в выбранной профессии или месте работы, не чувствует себя достаточно энергичной, чтобы выйти из дома, то ребенок обязательно остановит ее! Малыш, решая свои проблемы, еще и о маме заботится: тебе не очень хорошо там — НЕ ХОДИ! И он устраивает такую истерику! Или обижает няню или бабушку, или плохо ведет себя в садике, или даже болеет, или… Словом, он ведет себя так, что мама «разводит руками» и говорит: «Ну разве я могу выйти на работу: он у меня такой тревожный (боязливый, непослушный, болезненный, драчливый и т. д.)». Мама огорчается, что сын или дочка ее от себя не отпускает, но, возможно, даже рада, что так решилась проблема с ее собственным определением. 
    Как избежать сцен и манипуляций 
   Победить «сцены» помогут «ритуалы». 
    «Ритуал» — это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда: 
  — на три минутки берет малыша на руки; 
— целует и говорит, куда уходит и когда придет; 
— просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.); 
— говорит «спасибо» и «пока-пока»; 
— если ребенок плачет — говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться; 
— передает ребенка тому взрослому, с которым он остается; 
— уходит. 
    Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша. Справиться с манипуляциями можно только всей семьей: взрослые перед тем, как «воспитывать самостоятельность» ребенка, должны определиться, как они сами хотят (и действительно ли хотят) строить свою деловую жизнь. Если мама или папа не уверены в своих планах, ребенок, который лучше чувствует себя в присутствии взрослых, а не со своими сверстниками, обязательно воспользуется их сомнениями и не будет пытаться справиться сам со своей проблемой взросления.
     Фразы, которые ухудшают ситуацию 
   Вот 5 фраз, которые мамы произносят, отчаявшись убедить ребенка в том, что им нужно уйти по делам: 
— «Ты же сам говорил (говорила), что с бабушкой хорошо, почему ты теперь не хочешь с ней оставаться?»; 
— «Не пускаешь меня на работу — не будет денег тебе на новую машинку!»; 
— «Ну пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!»; 
— «Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!»; 
— «Если будешь так реветь — уйду от тебя и вообще не приду!». 
    Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела. Мамы говорят такие слова просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он — помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает. 
    Искусство успокаивать ребенка 
   Чтобы успокоить ребенка, нужно ему СОЧУВСТВОВАТЬ и верить, что малыш ничего не делает «назло», он просто переживает еще непонятное ему взросление. 
    Предлагаем три способа показать ребенку, что вы ему сочувствуете. 
  — Взять ребенка на руки (посадить на колени, прижать к себе), покачать, как маленького, погладить и сказать, что вам действительно жаль его, ведь он так сильно расстраивается! 
— Подумать, отчего именно ВАШ ребенок расстроен больше всего, и сказать ему об этом (ведь сами дети чаще всего не могут рассказать словами о своих переживаниях). Например: «Тебе так не хочется идти в садик!», или «Ты так боишься, что я поздно вернусь!» или что-нибудь еще, ведь каждая мама очень хорошо чувствует, что именно тревожит ЕЕ малыша, только не всегда говорит об этом вслух. 
— Выслушать все сердитые и обидные слова, которые говорит ребенок, не оправдываясь, ведь главное сейчас — это переживания ребенка, а не переживания сочувствующего взрослого. 
 Важно помнить, что при расставании именно ребенок нуждается в утешении, а вовсе не взрослый, озабоченный собственными переживаниями. Успокаивая ребенка, не ждите от него прощений, разрешений и оправданий для себя! 
 Автор: Aннa Kрaвцoвa

КАК СПРАВИТЬСЯ С КАПРИЗАМИ РЕБЁНКА ПРИ РАССТАВАНИИ С РОДИТЕЛЯМИ

«Почему ты плачешь?» Этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям, которые цепляются за них и рыдают, не позволяя выйти из дому
— Машенька, мама пойдет на работу, заработает денежек и купит Машеньке ботиночки. Машенька хочет ботиночки?.. 

-Да! Аа-а!!! 
— А Машенька будет с бабушкой.
Машенька любит бабушку? 
-Да! Аа-а!!! 
— А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку? 
-Да! Аа-а!!! 
— Ну почему же ты плачешь?!! 
-Аа-а!!! 
     Понять, почему ребенок плачет, если, казалось бы, его все устраивает (и ботиночки хочет, и бабушку любит, и от конфетки не отказывается), почти невозможно. 
    Сам ребенок тоже ни за что не сможет объяснить причину того, почему он не хочет отпустить маму и остаться с бабушкой. Даже спрашивать его об этом по меньшей мере бесполезно, а иногда и вредно (по интонации вопроса он чувствует, что им недовольны, и переживает, что расстроил или обидел маму). Почему же он плачет? Он плачет, потому что слезы — единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Ребенок не боится остаться без мамы, он не думает, что ему будет плохо с бабушкой, его просто беспокоит ситуация расставания. А еще он беспокоится за маму: как она там, без него? 
    Взрослые наделяют слезы более трагическим смыслом, чем дети. Взрослые плачут в тяжелом горе, в отчаянии, при сильной боли. При виде плачущего ребенка взрослый теряется: он знает по своему опыту, как трудно утешить горюющего человека, слезы ребенка затрагивают болезненные чувства и воспоминания взрослого, и он готов сделать все, лишь бы слезы прекратились. Ребенок же слезами «разговаривает».      Фактически разговор с Машенькой был таким: 
   — Машенька, мама пойдет на работу, заработает денежек и купит Машеньке ботиночки. Машенька хочет ботиночки?.. 
— Да! Но при чем тут ботиночки, неужели я должна менять тебя на ботиночки? Аа-а!!! 
— А Машенька будет с бабушкой. Машенька любит бабушку? 
— Да! Если я плачу о тебе, получается, что я не люблю бабушку! Я ее так этим обижаю! Это ужасно! Аа-а!!! Бабушку жалко!!! 
— А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку? 
— Да! Ты думаешь, что бабушка даст мне конфетку, но я так ее обидела! Я такая плохая девочка, разве кто-нибудь даст конфетку такой плохой девочке! Аа-а!!! Конфетку хочется!!! 
— Ну почему же ты плачешь?!! 
— Из-за тебя! Из-за ботиночек! Из-за бабушки! Из-за конфетки! Аа-а!!! 
    Мама Машеньки может думать, что девочка переживает ее уход, однако, предлагая так много других тем, она сама отвлекает дочку от переживания расставания, и ситуация отношений мамы и дочки превращается в ситуацию отношений ребенка со множеством других людей и вещей — и ребенок теряется! Ребенок хочет говорить именно о расставании, а то, что он плачет, показывает, как сильно он хочет об этом говорить. Об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том, когда она вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему, маленькому человеку, который осваивает новый опыт расставаний и встреч. Мама, которую плачущий малыш «вернул с порога», которая решила «не травмировать» ребенка и вопреки своим планам и желаниям осталась дома, тем самым просто «откладывает» разговор о расставаниях и встречах. Такой разговор обязательно рано или поздно состоится, и ребенок снова будет использовать для разговора все свои возможности: слова, слезы, капризы, манипуляции… Читайте далее в следующей статье: Как сделать сцены прощания намного меньше и безболезненее....
 Автор: Aннa Kрaвцoвa 

Самое сухое изобретение XX века


          Возникновение памперсов в 1957 году вошло в двадцатку самых важных изобретений ХХ века. Памперсы, действительно, самым принципиальным образом изменили повседневную жизнь человечества. Для родителей, с удовольствием пользующихся этим достижением цивилизации, полезно узнать историю и разобраться в плюсах и минусах использования сухих подгузников. 
Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.
                                                                                                                            Демокрит
 
 
                   Прародители подгузников
Многие тысячелетия человечество более-менее благополучно существовало без памперсов. Подгузники делали из конопли, льна, шерсти, сушили над огнем, а потом научились не только стирать с использованием мыла, но и стерилизовать посредством кипячения и проглаживания. Многоразовые подгузники постепенно эволюционировали. Появление марли — ткани, главным достоинством которой, помимо экологической чистоты, являлась максимально возможная скорость высыхания, привело к тому, что именно марлевый многоразовый подгузник прочно завоевал симпатии пользователей во многих странах.
 
                 Жизнь диктует новые идеи
Некий Виктор Миллз работал в компании «Procter & Gamble», демонстрируя чудеса изобретательности в должности ведущего химика-технолога. Со временем Виктор стал дедушкой и помогал в воспитании внуков. Можно представить, о чем думает изобретатель, которому приходится многократно стирать и сушить пеленки.
 Миллз додумался: стирать пеленки не надо — их надо выбрасывать. Суть изобретения Миллза была продиктована самым обыкновенным мужским эгоизмом. Он мобилизовал нескольких своих сотрудников, дабы идея получила практическое воплощение. В конце концов, все новые технологии и открытия продиктованы когда строгой необходимостью, когда — ленью, а в сущности — элементарным стремлением облегчить жизнь.
 
             Звезда по имени «памперс»
 
Основной задачей Миллза было создание прокладки с высокой поглощающей способностью, помещенной в пластиковые трусы. Первые модели Миллз с чувством глубокого удовлетворения испытал на собственных внуках и подтвердил перспективность идеи. Осталось совсем немного — воплотить изобретение в жизнь.
Население отреагировало на такое новшество крайне отрицательно, и идея одноразовых подгузников чуть не погибла. Дело в том, что их попытались использовать летом, когда столбик термометра не опускался ниже отметки +30 С. Легко себе представить реакцию родителей, которым было сделано предложение одеть на ребенка пластиковые трусы. А немногие согласившиеся смельчаки очень быстро прекращали эксперименты над младенцами, ибо раздражение кожи возникало почти мгновенно.
 К счастью, руки разработчиков не опустились. Изделие стало мягче, прокладка лучше впитывала влагу. Пришел первый успех. Перебрав множество вариантов, подгузник назвали «Pampers», используя в качестве основы английское слово «pamper», что означает «баловать».
 
 
    Две стороны одного подгузника
 С самого своего возникновения памперсы овеяны мифами и стереотипами. Они имеют своих сторонников и своих противников, где у каждой из сторон есть свои веские доводы и аргументы.
Сегодня, когда технология производства доведена до высочайшего уровня, основные минусы использования одноразовых подгузников сошли на нет. Раньше при недостаточной впитывающей способности их нужно было часто менять, они плохо пропускали воздух, резиночки были не столь деликатны по отношению к коже ребенка. Кроме того, учитывая достаточно высокую цену, многие родители были готовы продолжить стирку. Теперь все эти недостатки с успехом устранены. Отлично впитывающие, «дышащие», максимально комфортные и доступные по цене одноразовые подгузники одержали полную и безоговорочную победу.
 Тогда противники памперсов сделали главный акцент на то, что постоянное ношение памперсов мальчиками чревато бесплодием в будущем, так как парниковый эффект, создающийся внутри подгузника, нарушает созревание сперматозоидов. Однако на основании исследований педиатров и этот факт был опровергнут. Остался последний довод, а именно: после использования памперсов трудно приучить ребенка к горшку. Но скажите, а без подгузников разве это легко? К счастью, как показывает накопленный опыт, адаптация и привыкание малыша к горшку зависит от других факторов — спокойной настойчивости и ненавязчивого упорства родителей в достижении этой цели.
 
 
Нам памперс строить и жить помогает
 При всей популярности памперсов, значительная часть человечества вполне успешно обходится без них. Несомненно то, что можно вырастить здорового ребенка без памперса. Но… пора переходить к плюсам.
 
Нельзя рассматривать здоровье ребенка в отрыве от здоровья его родителей. Не вызывает сомнения и тот факт, что в первые 6 месяцев после родов здоровью, отдыху и образу жизни матери должно уделяться внимания не меньше, чем уходу за ребенком. Вышеупомянутый уход (покупки, стирка, сушка, проглаживание) требует немалых затрат времени и сил, при том, что это далеко не весь список ежедневных дел молодых родителей.
 
Многие часы, проведенные за стиркой и у гладильной доски, не добавят хорошего самочувствия и настроения родителям, а также могут быть причиной бытовых перепалок. Сама возможность выспаться и отдохнуть для мамы, и не брать в руки утюг после возвращения с работы для папы — это целительный бальзам для морально-психологического климата в семье. Неоценимо и освободившееся время, которое можно использовать с гораздо большей пользой для общения с ребенком. А если за ребенком ухаживают бабушки и дедушки, то памперс, несомненно, поможет сберечь их небогатырские силы для игр и прогулок с малышом.
Несомненно, что любящие родители многим готовы пожертвовать ради благополучия потомства. Однако, зачем нужны неоправданные жертвы? Экономия на здоровье родителей — особенно в стране с теоретически бесплатным здравоохранением — достаточно шаткий аргумент. Но подсчитать убытки, имеющие место при отказе от памперсов и выборе многоразовых подгузников, вполне можно: электроэнергия — использование стиральной машины и утюга, мыло, стиральные порошки, приобретение значительного количества пеленок и детской одежды — распашонки, ползунки (а при отказе от памперсов их надо в 2-3 раза больше), марля для изготовления многоразовых подгузников. Так ли экономичен данный вариант?
 
 
                                   Остается добавить несколько советов

Совет первый

Если вы забыли вовремя сменить памперс и обработать чувствительную кожу малыша, на ней может появиться краснота (что так же вероятно при использовании марлевых подгузников), добавьте в ванну при купании 2-3 капли ароматического масла герани. При этом последнее поможет успокоить ребенка и улучшит сон.


Совет второй
Эффективно увлажняет и смягчает кожу ребенка масло сладкого миндаля. Это натуральное, экологически чистое растительное масло без запаха. Витамины А и Е в его составе прекрасно снимают воспаление и защищают кожу от внешних воздействий.

Совет третий
 Помните, что при использовании любых ароматических маселследует соблюдать осторожность. Не стоит зажигать аромалампу в комнате новорожденного и ребенка до года. Резкий запах раздражает рецепторы дыхательных путей и может вызвать нежелательные реакции. Это же касается цветущих горшечных растений и букетов из живых цветов — их лучше убрать из комнаты малыша.
Таким образом, сегодня жизнь молодых родителей во многом облегчилась, благодаря многочисленным достижениям прогресса. Современные стиральные машины, многообразие специальных средств по уходу за кожей малышей, широкий выбор детского питания. В этом ряду есть место и памперсу, освободившему женщин от стирально-гладильных мытарств. Потребность в подобном изобретении в XX веке возникла в силу изменившегося ритма жизни, стремления усовершенствовать свой быт и желания освободить время. Поэтому женщина сегодня — это не усталая домохозяйка, а заботливая мать (все успевает), привлекательная женщина (остается время на себя), любящая жена (не забывает уделять внимание мужу) и ценный кадр на рабочем месте (реализует свой творческий потенциал). А материнство и отцовство уже не удручает изобилием домашних хлопот, а дарит неоценимую возможность увлеченно приоткрывать этот мир для себя и своего малыша!
 Да, можно, игнорируя достижения прогресса, стирать и гладить ежедневно десятки пеленок и ползунков. Но тогда не удивляйтесь тому, что другие дети, идя в школу, умеют читать, умножать в уме, рисовать принцессу, рассказывать стихи, а ваш малыш — одолел только буквы! На остальное вам просто не хватило времени! Сделайте свой выбор в пользу ребенка!

Тексты колыбельных песен (продолжение)

                  Цветные сны Н. Олев, М. Дунаевский (из к/фильма «Мэри Поппинс, до свидания!»)
Все, что было много лет назад,
Сны цветные бережно хранят...
И порой, тех снов волшебный хоровод,
Взрослых в детство за руку ведет.
 
Сны, где сказка живет среди чудес.
Сны, где можно достать
Звезду с небес, с небес.
Счастлив тот, счастлив тот,
В ком детство есть.
 
Детство наше давно прошло,
Прошлой жизни букварь прочло,
Лето, осень, зима и нет весны...
Но хранят той весны тепло,
Но хранят той весны тепло
Наши детские сны...
 
Детских снов чудесная страна
Людям всем до старости нужна...
Только жаль, что нам, когда взрослеем мы,
Редко снятся те цветные сны.
 
Сны, где сказка живет среди чудес.
Сны, где можно достать звезду с небес.
Счастлив тот, счастлив тот,
В ком детство есть.
 
 
Песня о звездах Ю. Ким, А. Рыбников (из к/фильма «Про Красную шапочку») 
Когда вам одиноко и грустно отчего-то
Иль что-то охота понять,
Пойдите и спросите седого звездочета,
Он рядом рукою подать,
На все вопросы в мире есть у него ответы
Прочел он три тысячи книг,
И выучил все небо, измерил все планеты,
И позволит вам взглянуть на них 
Там на большой высоте,
Даже сказать страшно где,
Звезды висят, как будто апельсины,
Но между звезд, между звезд,
Задравши хвост, пышный хвост,
Ходят кометы важно как павлины,
А на луне, на луне,
Едет медведь на слоне,
Лунный медведь — голубенькие глазки,
Не замечает он того,
Что мы глядим на него
И сам себе вслух читает сказки.
И вся печаль проходит, когда глядишь на небо
В трубу или просто в окно,
Но, правда, в это время ни дождика, ни снега.
На улице быть не должно,
Тогда среди несметных сокровищ небосвода.
Найдется звезда и для тебя,
Но только надо, чтобы хорошая погода
Была на планете Земля.
Там высоко, высоко кто-то пролил молоко,
И получилась млечная дорога,
А вдоль по ней, вдоль по ней,
Между жемчужных полей,
Месяц плывет, как белая пирога,
А на луне, на луне,
На голубом валуне,
Лунные люди смотрят, глаз не сводят,
Как над луной, над луной,
Шар голубой, шар земной,
Очень красиво всходит и заходит.
 
 
 
Песня Золушки и принца (из м/фильма «Золушка»)
Где мы жили, как мы жили,
Улыбаясь и печалясь?
Мы сегодня позабыли,
Потому что повстречались
Навсегда, навсегда,
Навсегда...
 
                  Мы не знаем кто откуда
                  И забыли кто мы сами.
                  Только знаем, ЭТО — чудо.
                  И случилось ЭТО с нами.
                  Навсегда, навсегда,
                  Навсегда...
 
Ночь подходит к середине
И поет на счастье птица.
Только знаем — нам отныне
Невозможно разлучиться
Никогда, никогда,
Никогда, никогда...
 
 
Колыбельная Козы (из к/фильма «Мама»)
День нелегким был -
И вот приходит ночь,
Чтоб ему помочь
Набраться новых сил.
Ветерок дневной,
Свернувшийся в клубок,
Отдохнуть прилег -
Мир полон тишиной.
 
Завтра день придет -
И солнечным лучом,
Как золотым ключом,
Дверь утра отопрет.
А пока усни,
Усни скорей, малыш,
Ты ночную тишь
Из дома не гони.
Лунный свет мерцает
Желтым ночником,
Песня затихает,
Дрема входит в дом.
 
Ветерок дневной,
Свернувшийся в клубок,
Отдохнуть прилег -
Мир полон тишиной.
Баю-бай, спокойной ночи,
Баю-бай, спокойной ночи.
 
 
«Песня фонарщиков» (из к/ф «Приключения Буратино»)
Мы люди неплохие,
Как вечер — мы в пути,
Фонарщики лихие,
Волшебники почти.
                  Припев:
                  Шагаем вслед
                  Туда, где тень.
                  Да будет свет,
                  Как будто день!
Мы не играем в прятки
С полночной тьмой, о нет,
Все тайны и загадки - 
Пожалуйте на свет.
Припев:
 
 
«Песня папы Карло» (из к/ф «Приключения Буратино»)
Из пахучих завитушек,
Стружек и колючек,
Мне помощником на старость
И на радость вам,
Скоро, скоро деревянный
Выйдет человечек,
Будет с кем мне под шарманку
Топать по дворам.
 
Вот уже почти готов он - 
Добрый человечек.
Я вложу в него надежду
И одежду дам.
Он спасет нас от печали,
От нужды излечит,
Будет с кем мне под шарманку
Топать по дворам.
 
 
Песня о маме (из к/фильма «Мама»)
Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе
Так бывает — ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
Как там дочка, как там сынок ее –
Лишь под утро мама уснет.
Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама землю и небо,
Жизнь подарила мне и тебе.
Так бывает — если случится вдруг
В доме вашем горе-беда,
Мама — самый лучший, надежный друг – 
Будет с вами рядом всегда
Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Так бывает — станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты – 
Как и прежде, милый малыш.
Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
 

Тексты колыбельных песен

                             «Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского)
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»
В сказке можно покататься на Луне,
И по радуге промчаться на коне,
Со слонёнком подружиться,
И поймать перо Жар-птицы,
Ты ей пожелай – Баю-бай.
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!
 
                                                                                               «Спи, моя радость, усни!» (слова С. Свириденко, музыка В.А. Моцарта)
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит...
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
                      В доме все стихло давно,
                      В погребе, в кухне темно,
                      Дверь ни одна не скрипит,
                      Мышка за печкой спит.
                      Кто-то вздохнул за стеной...
                      Что нам за дело, родной?
                      Глазки скорее сомкни,
                      Спи, моя радость, усни!
                      Усни! Усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
 
 
                              «Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка»)")
Ложкой снег мешая,                             Мы плывем на льдине,
Ночь идет большая.                              Как на бригантине
Что же ты, глупышка, не спишь?             По седым, суровым морям.
Спят твои соседи                                 И всю ночь соседи,
Белые медведи,                                   Звездные медведи
Спи скорей и ты, малыш.                      Светят дальним кораблям.
                       
 
 
                              «За печкою поет сверчок» (из к/ф «Долгая дорога в дюнах»)
За печкою поет сверчок.
Угомонись, не плачь, сынок, -
Глянь, за окном морозная,
Светлая ночка звездная.
                         Что ж, коли нету хлебушка,
                         Глянь-ка на чисто небушко.
                         Видишь, сияют звездочки,
                         Месяц плывет на лодочке.
Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезет.
                        Будут орехи, сладости,
                        Будут забавы, радости,
                        Будут сапожки новые
                        И пряники медовые.
Ну, отдохни хоть капельку,
Дам золотую сабельку,
Только усни скорей, сынок,
Неугомонный мой сверчок.
 
 
                                  «Носики-курносики» (А. Булычева)
Наконец-то, полземли излазав,
Крепким сном мои мальчишки спят.
Сон свалил страну синеглазую,
Спят мои сокровища чумазые,
Носики-курносики сопят.
 
Спят такие смирные, хорошие,
В целом мире лучше нет ребят.
Одеяла на сторону сброшены
И зеленки яркие горошины
На коленках содранных горят
.
Ну, а завтра… Если б знать заранее,
Сколь исповедимы их пути...
Что им стоит так, без расписания,
Улизнуть с урока рисования,
В космос просто пешими уйти.
 
Бьют часы усталыми ударами.
На Земле спокойно. Дети спят.
Спят мои отчаянные парни,
Спят мои Титовы и Гагарины,
Носики-курносики сопят.
 
 
                           «Сон приходит на порог» (В. Лебедев-Кумач)
Сон приходит на порог,
Крепко-крепко спи ты,
Сто путей, сто дорог
Для тебя открыты!
                    Все на свете отдыхает:
                    Ветер затихает,
                    Небо спит, солнце спит,
                    И луна зевает.
Спи, сокровище мое,
Ты такой богатый:
Все твое, все твое -
Звезды и закаты!
                   Завтра солнышко проснется,
                   Снова к нам вернется.
                   Молодой, золотой
                   Новый день начнется.
Чтобы завтра рано встать
Солнышку навстречу,
Надо спать, крепко спать,
Милый человечек!
                   Спит зайчонок и мартышка,
                   Спит в берлоге мишка,
                   Дяди спят, тети спят,
                   Спи и ты, малышка!
 
 
                             Колыбельная Светланы (из к/фильма «Гусарская баллада»)")
Лунные поляны, 
Ночь, как день, светла...
Спи, моя Светлана, 
Спи, как я спала: 
В уголок подушки 
Носиком уткнись... 
Звёзды, как веснушки, 
Мирно светят вниз. 
                 Лунный сад листами 
                 Сонно шелестит. 
                 Скоро день настанет, 
                 Что-то он сулит. 
                 Догорает свечка, 
                 Догорит дотла... 
                 Спи, моё сердечко, 
                 Ночь, как сон, светла. 
Догорает свечка, 
Догорит дотла... 
Спи, моё сердечко, 
Спи, как я спала.

Колыбельная и не только...

«Нет слов, какими бы можно было передать материнские чувства, выраженные в прекрасной мелодии колыбельной песни. Они играют, волнуют сердца подростков.»
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
Колыбельная… покажите мне хоть одну любящую мамочку, которая не поет своему малышу колыбельные песенки?!!! У многих уже есть свои любимые, которые малыш узнает, будучи еще совсем младенцем, он показывает это жестами, мимикой лица и т.д.  Ну как не спеть песенку маленькому, если он такой милый, добрый, родной… Вот он (она) плачет, что-то его (ее) тревожит, а мамочка запела и все становится сразу хорошо, уютно (особенно у мамы на ручках)…
Колыбельная песня — один из древнейшихжанров фольклора. Обычно этомелодияили песня, напеваемая людьми для успокаиванияизасыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
На своем примере скажу, что колыбельной песенкой может быть не обязательно КОЛЫБЕЛЬНАЯ как таковая, любая медленно-тягучая песня из мультфильма, из кинофильма и просто русская народная может служить колыбельной, главное правильно подобрать ритм и покачивание. Можно даже вальсировать потихоньку (особенно, если качаешь ребенка стоя и при ходьбе). Я считаю, что это даже интереснее для малыша, т.к. он (она) иногда прислушиваются к словам песни, а это полезно в дальнейшем, когда формируется словарный запас у ребенка. Я не психолог, но очень много наблюдаю за своей Марусей: будучи совсем крохой, она начала «подпевать» мне просто какими-то звуками (а-а-а, м-м-м..) и так растянуто, что мне аж самой страшно хотелось спать. А когда стала взрослее (ей сейчас уже 2 года, и мы до сих пор засыпаем на руках под мамины песенки), она бывает даже не просто «мычит», а даже старается слова произнести тех песен, которые я ей часто пою.
Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания. Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша. Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее... От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости.Поэтому для крохи колыбельная — не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его.
Отсутствие музыкальных способностей — не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях.Самое главное — помнить, что музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте.Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют.
На Востоке, о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен.»
Вот и здесь мне хотелось бы разместить тексты колыбельных, и не только, песен, которые могут вам пригодиться…

Поздние дети гениальнее???...

Общепризнанно, что многие поздние дети талантливы и даже гениальны. Поздними детьми были Моцарт, Чайковский, маршал Жуков, звезда русского балета Николай Цискаридзе, министр внутренних дел Борис Грызлов. Этот список можно продолжать бесконечно, а можно проверить и на своих знакомых, которые стали родителями далеко за тридцать, а то и за сорок. Их дети лучше учатся и все как один обладают талантами, кто в живописи, кто в музыке, кто в танцах.
Ученые спорят о гене гениальности, но жизнь упрямо свидетельствует: поздние дети каким-то неизвестным науке образом усваивают опыт родителей и действительно чаще бывают талантливее и успешнее, чем их сверстники, имеющие молодых пап и мам. Анализируя жизнь успешных людей, ученые пришли к выводам, что у молодых родителей чаще рождаются спортсмены, а у взрослых людей — ученые, музыканты, поэты, художники. При этом свои способности поздние дети начинают проявлять в достаточно раннем возрасте. Мы уже молчим о том, что поздние дети еще и красивее своих сверстников от молодых родителей.
Вообще этот парадокс до сих пор не нашел точного научного подтверждения. Факт есть, а как его доказать и обосновать никто не знает. А ведь все на самом деле очень просто, достаточно обратиться к фольклору. Во всех сказках самые умные, сообразительные и красивые младшие дети, и при этом неважно к какому полу они принадлежат. Возьмем хотя бы Иванушку-дурачка. Стандартный сюжет: жили-были дед с бабкой, жили не тужили, только детей у них не было, а потом возьми и появись Иванушка, который растет не погодам, а по часам, к тому же он со своей любознательностью вечно куда-то попадает и при этом всегда находит оригинальные пути решения.
Уже доказано, что ребенок, находясь в утробе матери, слышит внешний мир, теперь ученые пытаются найти подтверждения способен ли он читать мысли матери. А ведь это вполне возможно и тогда легко объясняется секрет гениальности поздних детей. У взрослых родителей богатый жизненный опыт, они обладают знаниями во многих сферах жизни – вот этот багаж они и передают своему будущему ребенку.
Кстати, поздние дети благотворно влияют и на своих родителей. Существует мнение, что роды в 40 лет продлевают жизнь женщине. Есть ли в подобном утверждении доля истины?
Бесспорно, ребенок наполняет наше существование особым смыслом. В этом смысле — да, жизнь у таких мам после 40 только начинается. Включаются резервы организма: ведь мать, которой еще предстоит вырастить ребенка, дать ему образование, не имеет права расслабляться, часто болеть. Поэтому поневоле молодость у нее растягивается, а здоровье становится крепче. Физиологический механизм этого процесса во многом непонятен, однако факты именно таковы.
Интересное исследование провели в Великобритании на основе истории аристократических семей за 1200 лет. В ней зафиксированы, в частности, даты рождения детей и возраст рожениц. Проанализированы записи о более чем 13 тысяч женщин, живших с 740 по 1875 г. Те, кто обзавелся первым ребенком в позднем возрасте, естественно, имели меньше детей, но оказалось, что они и жили значительно дольше, чем молодые матери. “Средний возраст первой и второй групп разнился почти на 15 лет, — отмечает руководитель исследования, доктор биологии Стивен Стонхендж. — Мало того: по нашим наблюдениям, впервые родившие в сорок имеют высокий шанс сами дожить до ста. Это уже не первое доказательство подобной взаимосвязи, хотя причины пока не известны”. 
По словам доктора Стонхенджа, гены таких женщин содержат некий секрет долголетия, раскрыв который, ученые смогли бы научиться управлять продолжительностью жизни. Причем они уменьшают риск серьезных болезней. Интересно также, что среди столетних вчетверо больше женщин, рожавших в возрасте 40 и более лет, т.е. имеется явная корреляция между долголетием и поздними родами".
Давно известно, что материнство омолаживает женщину. Особенно это относится к женщинам, решившимся родить малыша после 35 лет. Так французы, признанные знатоки женской красоты, в числе прочих советов по омоложению советуют стать мамой. И к этому совету действительно стоит прислушаться. Ведь в организме беременной женщины вырабатывается большое количество женских гормонов, которые оказывают очень благотворное влияние на внешний вид. Часто женщина заметно расцветает после родов, что тут же оценивают муж и близкие. Не секрет и то, что роды и кормление грудью — это еще и лучшая профилактика женских болезней. Более того, известны случаи, когда у мамочек бальзаковского возраста после родов исчезали хронические заболевания, в том числе считающиеся неизлечимыми.
Ученые, астрологи, предсказатели все в один голос утверждают, что в скором будущем Россия станет великой державой и лидером в мире вешней политики. Как это не странно звучит, но причина нашего взлета напрямую связана с демографической ситуацией в стране, но не с нынешним кризисом, а со случившимся тридцать лет назад демографическим взрывом.
Так уж получилось, что в период с 1975 по 1985 года наша страна побила все рекорды по рождаемости. По логике, эти дети должны были вырасти и продолжить свой род, но нестабильная экономическая ситуация, отсутствие государственной поддержки привели к тому, что роддома стали пустовать. И вот переступив тридцатилетний рубеж, получив образование, построив карьеру и укрепив свое материальное положение, они, наконец-то, решились стать родителями. Так что буквально через двадцать-тридцать лет ныне рожденные гении начнут поднимать нашу державу, а заодно и мировую науку и культуру.
Сергей Мирный