Сенсорное развитие малышей до года

Сенсорным называется развитие восприятия ребенком окружающих его объектов, явлений и предметов с помощью пяти сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оно начинается буквально с рождения малыша и до трех лет проходит наиболее интенсивную фазу, поэтому начинать развитие нужно буквально с пеленок.
 
 
Значение сенсорного развития
 
Правильное и своевременное формирование связей малыша с миром является основой его интеллектуального, эстетического и физического воспитания. Кроме этого сенсорное развитие способствует:
  • упорядочиванию хаотичных представлений маленького ребенка о внешнем мире;
  • развитию наблюдательности и внимания;

5 «не» на пути к самостоятельности малыша


Основы становления успешной, самостоятельной и независимой личности закладываются в раннем детстве. С 2-3 лет ребенок начинает испытывать желание участвовать в жизни взрослых или выполнять привычные дела без помощи и контроля родителей. Взрослые, в свою очередь, должны поддерживать детей в их стремлении совершать самостоятельные поступки и нести за них ответственность. 
 
Чтобы укрепить и приумножить задатки самостоятельности в ребенке, родителям в процессе обучения нужно избегать следующих ошибок:
 
  1. Не торопить события. Развитие ребенка происходит постепенно и каждому возрасту соответствуют определенные навыки и умения. Но родители зачастую стремятся опередить события, принося малышу больше вреда, чем пользы. Не нужно ставить перед ним невыполнимые задачи, для решения которых придется приложить чрезмерные усилия. Это может отбить желание к дальнейшему обучению.

Трудности грудного вскармливания

Грудное молоко – идеальная пища для новорожденного. Его состав сбалансирован, содержит необходимые микро и макроэлементы и легко переваривается пищевой системой грудного ребенка. Несмотря на это у многих мам не хватает силы воли и терпения кормить малыша грудью, так как в процессе грудного вскармливания могут возникнуть различные проблемы и неудобства.
 
  1. Ограничение в еде. Необходимость соблюдения диеты становится настоящим испытанием для многих молодых мам. При грудном вскармливании матери приходится отказываться от многих любимых блюд, чтобы не навредить грудничку. В список запрещенных продуктов входят жирные, жаренные и копченые продукты, экзотические и ярко-красные овощи и фрукты, консервы и соления, кофе, какао, мед, шоколад. Тем не менее, из разрешенных продуктов можно составить разнообразное и вкусное меню, а сладости заменить сухофруктами.

Как стимулировать развитие речи у ребенка

Все без исключения родители с нетерпением ждут первых слов из уст своего малыша, даже простое лепетание вызывает умиление. Но не менее важно, как будет происходить дальнейшее развитие речи. Этот процесс индивидуален для каждого ребенка, поэтому не стоит торопить кроху. Родители могут лишь помочь малышу овладеть этим необходимым навыком, опираясь на советы психологов, логопедов и педиатров.
 
Факторы, способствующие развитию речи
 
Процесс развития речи зависит не только от возраста и врожденных способностей малыша, этому способствуют и другие факторы:
 
1. Связь с родителями. Эмоциональная связь между родителями и ребенком закладывается еще в период пренатального развития. Даже не родившийся ребенок испытывает потребность в общении на генетическом уровне. Окруженные любовью и вниманием малыши значительно раньше начинают разговаривать, чем их сверстники, получившие меньшую долю родительской ласки.

КАК ИГРАТЬ С МАТРЁШКОЙ

      Матрешка в последние годы часто служит хорошим подарком, сувениром исконно русского происхождения. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.
Первое знакомство с матрешкой
  1.  После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите кроху играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная.

  2. Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее.
  3. Начиная с 1 года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрешки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его. Открывайте матрешку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!» Удивитесь, когда увидите с середине вторую. Поставьте их рядом, сравните – какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую. Проговаривайте: «большая», «маленькая». Играйте 5-7 минут. Когда внимание ребенка переключается, оставьте игру.
  4. Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные. Спросите у второй матрешки, не спрятался ли еще кто-нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей. 


Игры с матрешками:

• Детский сад. Расскажите ребенку, что матрешки ходят в детский сад. У них тоже есть старшая и младшая группы. Предложите ребенку разделить их (сделайте две отдельные коробки, например) – большие в старшую, маленькие – в младшую. Пусть матрешки в садике идут гулять, выстраиваясь по росту. Поиграйте с ними в прятки, спрятав меньшую матрешку в большую. Обратите внимание ребенка, что большая не может поместиться в меньшей. Во время обеда предложите ребенку разложить матрешкам подходящие по размеру тарелочки (кружочки из цветной бумаги или картона). Если малыш ошибается, переведите это в шутку: что-то наша малышка проголодалась – взяла себе самую большую тарелку! После обеда детки ложатся спать. Задача, как и с тарелочками, положить матрешек на кроватки (прямоугольники из бумаги), соответственно росту. 
 
• После того, как ребенок научился открывать-закрывать матрешки, предложите ему составлять половинки. Если ребенок неправильно их собирает, посмейтесь вместе.
 
• Вкладывая матрешки друг в друга, придумайте игру, когда маленькая прячется от своих подружек.
 
• Чтобы ребенок научился выстраивать сериационный ряд (от большей к меньшей), предлагайте им вместе идти на прогулку, в магазин. Вначале попробуйте построить их сами, «случайно» перепутав одну из них.
 
• Сравнивайте матрешек не только друг с другом, но и с другими предметами: с карандашом, пирамидкой, куклой (кто выше, кто ниже).
 
• Возьмите несколько коробок разной высоты – это будут домики матрешек. После прогулки предложите ребенку отправить игрушки домой. Здесь есть о чем подумать, например, почему большая матрешка не помещается в маленький домик.
 
• Если у вас есть два набора матрешек, возьмите их, поиграйте, а потом случайно перепутайте – дети бегали. Когда приходит пора идти домой, предложите поставить матрешки парами одинаковыми по размеру – маленькая с маленькой и т.д.
                         

О «химии» в рационе и лечении ребенка

Оказывается, молочная смесь безопаснее молока, а детское питание из магазина лучше приготовленного дома. Почему – рассказывает педиатр Федор Катасонов.

      Однажды ко мне на прием пришли родители с девятимесячным малышом, в стуле которого обнаружилась кровь. Нет, это не медицинско-детективная история в духе доктора Хауса. Все оказалось очень просто: при расспросе выяснилось, что ребенку дали цельное коровье молоко. Казалось бы, что может быть естественнее обычного коровьего молока? Однако для современных младенцев это один из самых вредных продуктов.
      В философии есть понятие «натуралистическая ошибка»*, суть которой заключается в отождествлении натурального с «хорошим», а ненатурального с «плохим» лишь на основании существования или отсутствия его в природе. Эта ошибка, хорошо известная философам и ученым уже более 100 лет, к сожалению, весьма распространена в нашем обществе и даже активно используется как аргумент в многочисленных спорах о ГМО или медикаментозной терапии. Тем не менее, избавить себя от нее не так уж сложно: для этого надо всего лишь немного задуматься.
      Как никогда популярный сегодня миф о полезности натурального и вреде искусственного (в зависимости от категории продуктов в народе оно называется «синтетика» или «химия») мне приходится развенчивать по долгу службы. Я лечу детей и нередко назначаю им лекарства. (Нередко, а не всегда, потому что большинство обращений связано с ОРВИ и кишечными инфекциями, которые чаще всего медикаментозного лечения не требуют.) Если родитель подвержен натуралистической ошибке, то его естественное желание защитить ребенка от вреда приводит к неприятию большинства медикаментов, являющихся «химией».
      Кроме того, натуралистическая ошибка проявляется в спорах о кормлении. Родителям (чаще даже – бабушкам) приготовленное дома на собственной плите кажется более здоровым, чем купленное в баночках. Однако здесь, скорее, имеет место недоверие к производителям, потому что заявленные на банке продукты – кабачок, кролик или груша, например, – тоже являются натуральными. Ненатуральным кажется промышленный способ производства. На самом деле, еда из банок большинства уважаемых марок, конечно же, безвреднее, потому что продукты для нее выращены на земле, где ничего, кроме продуктов для детского питания, не выращивалось, а при транспортировке не использовались никакие консерванты. Где же выращены овощи, которые мы покупаем на рынке, какие средства использовались для их роста, защиты от насекомых и хранения – этого мы не знаем, но подозрения самые серьезные.
     Как же проще всего доказать, что натуралистическая ошибка – это ошибка? Инфекции и паразиты, стрихнин и кураре, опиум, алкоголь и никотин – самые что ни на есть природные вещи. Больше того, выпив за сутки 8 литров обычной, натуральной воды, человек гарантирует себе верную смерть. Воспаление, аллергия и лихорадка – естественные реакции организма. И даже сама смерть может быть единственно возможным естественным исходом, когда не вмешивается медицина. И чего здесь хорошего?
     С другой стороны, именно ненатуральными, искусственно полученными средствами и вмешательством в естественный ход вещей мы часто приносим пользу. «Химический» парацетамол, одно из самых безопасных лекарств, снижает температуру, снимает боль, гасит воспаление. Антибактериальные препараты, изначально природные, а сейчас все чаще синтетические и полусинтетические, борются с инфекциями. Антигистаминные препараты со страшными названиями вроде «хлоропирамин» или «фексофенадин» позволяют аллергикам дышать весной и ходить в гости к друзьям-собачникам.
    Видно, что стоит слегка задуматься, как натуралистическая ошибка оказывается разбита наголову. Однако подверженные этой ошибке люди часто сами путаются в своих пристрастиях. Например, любовью ко всему «натуральному» страдают антипрививочники и вегетарианцы. Между тем вакцины изначально имеют естественное происхождение (стоит напомнить, что само слово происходит от латинского названия коровы – vacca, – от которой была получена первая в истории вакцина), а есть мясо наши предки начали задолго до возникновения сельского хозяйства.
    Не выдерживает критики и тезис о многокомпонентности или сложности «химических» препаратов, в отличие от более простых «натуральных». Большинство натуральных продуктов содержат множество сложносоставных веществ, достаточно посмотреть на химический состав обычного яблока. Синтетические вещества же, напротив, могут быть устроены весьма просто. Кроме того, простота – не залог полезности. Мышьяк и хлор устроены крайне просто, однако смертельно ядовиты.
    Натуралистическая ошибка проникает во множество споров – о полезности ГМО, о естественном отборе, о здоровом питании – и всегда остается ошибкой. На основании наличия вещества в природе нельзя сделать никаких выводов о его пользе или вреде.
     Родители бедного ребенка страшно удивились, услышав диагноз «аллергический гемоколит», но именно белок коровьего молока наряду с куриным белком и другими натуральными продуктами является одним из самых опасных для грудничков веществ. А перевод на «искусственную» адаптированную молочную смесь вылечил малыша.


*В западной терминологии есть более точное понятие – appeal to nature (апелляция к естественности), тогда как naturalistic fallacy – это несколько более сложное понятие, однако в русском языке оба термина переводятся как «натуралистическая ошибка».
 
врач-педиатр Федор Катасонов
Благодарим сайт MedPortal.ru за предоставленный материал 
 

Первые зубки: чего ожидать родителям

    Примерно после того, как малышу исполнится полгода, многие родители начинают замечать, что чадо стало капризным и плаксивым, плохо спит и мало кушает. Чаще всего такое состояние ребенка связано с неприятным, хотя и естественным процессом – появлением первых молочных зубов.
     Зачатки зубов присутствуют и у новорожденных, однако пробивать себе путь наверх они начинают в 6-9 месяцев. И путь этот очень долгий: чтобы превратиться в полноценный зуб, зачаток должен прорасти сквозь челюстную кость и мягкие ткани десны. Именно поэтому мамы замечают первые симптомы прорезывания зубов задолго до того, как те станут видны.
      Еще до появления первого зубика можно почти безошибочно определить, что он скоро появится. Сперва ребенок становится нервным и беспокойным, часто просыпается по ночам, отказывается от еды – хотя дети, которые получают грудное вскармливание, наоборот, могут требовать грудь намного чаще обычного, причем кормление становится болезненным, так как ребенок начинает прикусывать сосок.
      Со временем проявляются и дополнительные признаки, которые с большой долей вероятности говорят о том, что ухудшение самочувствия крохи связано именно с прорезыванием зубов. Ребенок начинает тянуть в рот буквально все – игрушки, погремушки, а порой и собственные пальцы. Желание постоянно что-то грызть или жевать происходит оттого, что десны в этот период очень сильно зудят. Для того, чтобы малыш мог «почесать зубки», существуют специальные игрушки и кольца-прорезыватели. Кроме того, зуд снимают холодные предметы: например, охлажденная соска-пустышка, морковка или любой другой твердый овощ.
      Капризы, слезы и бессонница – реакция крохи на боль и воспаление. Для того, чтобы облегчить его состояние, можно применять специальные гели-анестетики. Большинство из них содержит лидокаин и продается только по рецепту. Но есть и безрецептурные средства более широкого спектра действия: они не только унимают боль, но и снимают отек и воспаление.
      Один из препаратов такого типа – Холисал.  Это гель, оказывающий противомикробное, противовоспалительное и обезболивающее действие, которое проявляется через 2-3 минуты после нанесения и держится до 8 часов. Холисал не смывается во время кормления, что очень удобно – его можно наносить всего 2-3 раза в сутки по мере необходимости. Поклонники природных средств могут также протирать десны ребенка отварами трав, оказывающих противовоспалительное действие – например, ромашки. Однако следует понимать, что результат будет не столь быстрым и выраженным.
      Повышенное слюноотделение также является одним из симптомов прорезывания зубов. Слюна содержит специальные ферменты, которые словно бы размягчают и разрыхляют слизистую оболочку десен, помогая зубу прорезаться. К тому же она действует как антисептик, предохраняя ранку, которая возникает при прорезывания зуба, от бактерий. Но, несмотря на все свои полезные свойства, слюна может раздражать кожу вокруг губ, поэтому личико ребенка нужно регулярно промокать салфеткой и смазывать кремом, снимающим воспаление.
       Еще один знак – обильные прозрачные выделения из носа, которые обычно предшествуют прорезыванию верхних передних зубов. И, наконец, растущие зубки изменяют десны – они выглядят красными и отечными, а иногда покраснение распространяется и на лицо карапуза. Эти признаки совершенно естественны, и нет никакой причины бить тревогу. Время прорезывания зубов может стать непростым испытанием для всей семьи – ребенок плачет и не дает покоя родителям. Нередко мамы начинают искать способы ускорения роста зубов, чтобы проскочить этот период как можно быстрее. Но врачи единодушны – безопасных и эффективных способов простимулировать прорезывание зубов не существует. Попытки поцарапать десну опасны, так как возникает шанс занести инфекцию (стоит ли говорить о том, что этот «метод» еще и очень болезненный?). Препараты кальция, на которые многие мамы возлагают такие надежды, никак на скорость роста зубов не влияют.
       Не следует тревожиться и по поводу сроков прорезывания зубов – они у всех индивидуальны и сильно разнятся. Первые зубки начинают появляться в среднем в 8-9 месяцев, а последние прорезываются примерно в 3 года. Обычно к этому времени малыш обладает полным комплектом из 20 молочных зубов, которые в 6-7 лет начнут сменяться коренными.

Сон на шкуре животного защищает ребенка от аллергии

     Немецкие ученые в результате исследования выяснили, что у детей, спящих в первые месяцы своей жизни на шкурах животных, значительно снижался риск появления аллергии. Оказывается, микробная среда кожи и меха животных способна защитить ребенка от развития астмы и аллергии. Об этом сообщают «МедНовости».
    Объектами исследования стал 2441 здоровый с рождения ребенок. Из них 55% спали на шкурах в течение первых трех месяцев жизни. В итоге, риск заболеть астмой в возрасте 6 лет оказалась на 79 % ниже, чем у тех, кто вскоре после рождения спал на шкуре животных. К 10 годам вероятность снизилась на 41 %.
     «Предыдущие исследования показали, что микробы, найденные в сельской местности, могут защищать от развития астмы. Шкура животных также может быть резервуаром различных видов микроорганизмов. Полученные нами результаты подтвердили необходимость дальнейших исследований микробного сообщества в мехе животных, чтобы подтвердить выявленную связь», – рассказала один из авторов исследования Кристина Тишер. 
 

В постели с младенцем: борьба за здоровый сон

    Я всегда была противницей того, чтобы маленькие дети спали вместе с родителями. Идея класть младенца во «взрослую» кровать казалась мне, по меньшей мере, опасной. К тому же, моя педагогически подкованная мама не раз повторяла: «Не надо приучать ребенка к тому, от чего потом придется отучать!»
         Я и не приучала. Примерно до пяти месяцев дочка благополучно спала в своей кроватке-люльке, стоявшей рядом с нашей кроватью. Это казалось очень удобным: и покачать легко, стоит лишь руку протянуть, и далеко ходить не надо, чтобы покормить малышку. Когда более опытные мамы рассказывали о преимуществах совместного сна, я лишь плечами пожимала, уверенная в том, что ничего подобного нам не грозит.
      Но, как оказалось, я была слишком самонадеянной. Ника подросла, и люлька стала ей маловата – казалось бы, пришло время дочке перебираться в настоящую кроватку. Но не тут-то было: начали резаться зубы, и о спокойном сне пришлось забыть. Сначала я честно вставала несколько раз за ночь, чтобы успокоить хнычущего ребенка, но со временем желание спать в принципе стало куда сильнее, чем желание спать отдельно. Так Ника и оказалась третьей в нашей с мужем кровати.
      Нельзя сказать, что это решило «сонный вопрос» сразу: все равно мы просыпались, только теперь уже чаще от тычка пяткой в бок или точного удара кулачком в ухо, чем от детского плача. Да уж, лежать тихонько – это не про Нику, у нее точно где-то есть моторчик, который даже во сне не выключается! Я-то относилась к этому с пониманием, а вот муж взбунтовался: почему-то ночные «потасовки» были ему не по душе. В борьбе за здоровый сон он испробовал разные методы. И «уходил» на надувной матрас, и на полу в другой комнате устраивался, и даже вставал, чтобы переложить спящую дочку в кроватку – целых два раза! Сейчас мы кое-как устроились: муж кладет между собой и Никой свернутое одеяло-«границу», которое и защищает его от нападок малышки. И всем хорошо: и «заграничному» папе, и дочурке, которая спит «звездочкой», и даже, наверное, одеялу. Мне только тесновато и боязно – вдруг свалюсь на пол во сне. Но это – не единственная проблема. 
     Во-первых, ночами Ника периодически просыпается и сосет грудь, хотя при раздельном сне большинство детей ее возраста (9 месяцев) спят без докармливания всю ночь. Во-вторых, я всегда должна стоять, вернее, лежать на страже, чтобы она не свалилась, так что заняться какими-то делами, пока дочка спит, уже не получается. В-третьих, нам с мужем порой хочется в кровати не только спать – и тут приходится проявлять изобретательность.
      Осознавав окончательно, что ребенку надо спать в отдельной кроватке, я стала читать статьи и советы на эту тему. Как ни странно, самый распространенный совет – это положить малыша в кроватку и ждать, пока он уснет. Серьезно. Да, ребенок будет плакать. Недолго, часа полтора… А потом уснет. И это не я придумала – это специалист со стажем говорит. Последовать этому совету я пока не решаюсь: о том, чтобы полтора часа слушать, как надрывается дочка, мне и подумать страшно. Да ни один адекватный родитель не способен на такое!
        Я действую по-другому: просто перекладываю заснувшую малышку в кроватку, хотя бы на пару часов, и очень надеюсь, что рано или поздно она перестанет проситься в родительскую постель. Но, вероятно, это не единственный способ решить проблему совместного сна. Поделитесь своим опытом!
Анжела Симонова

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ И РЕЧЕВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

     В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»
     Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.
 
        • Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бубу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.
        • Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
        • Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
        • Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: «А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму». Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. Например: «А где Элладочка? Нету Эллады. Куда же она убежала?». Снимите платок: «А-а-а, вот где Эллада!» Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры.
       • Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: «Вот это киска — мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка — ав-ав. Покажи, где собачка?» и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
      • Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их («Ляля», «би-би», «Миша»).
      • Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предметов, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).
       • Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: «поцелуй маму», «дай ручку», «скажи: „До свидания“», «покажи, какой ты большой». Как, например, развить выполнение просьбы «дай ручку»? Протягиваете руку к ребенку и просите «дай ручку», одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите «дай ручку», слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.
        • Если вы видите, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
       • Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.
       • Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: «Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?» и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.