О ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ!

        Многие родители, соглашаются с тем, что воспитание мальчиков и девочек требует различного подхода. Не признавать это равносильно тому, что отрицать различие между мужчинами и женщинами. Однако общепринято мнение, что для воспитания настоящего мужчины необходим суровый и строгий подход, в случаях, когда девочку жалеют, мальчика наказывают и призывают «не быть размазнёй».
       Хочется сразу же отметить, что физическое или моральное насилие и подавление не закаляют малыша и не воспитывают ответственность и волю, а, наоборот, формируют замкнутость и озлобленность. Итак, какой же подход необходим в воспитании мальчика?
                          Не подавлять, а доверять
      Учёными доказан факт, что мальчики острее воспринимают любой вид давления – и психологический, и физический. Они ранимее, более чувствительны к обидам, крикам и наказаниям. Уже с малых лет малыш может отстаивать своё право, часто в борьбе за уважение родителей мальчики начинают пререкаться и хулиганить, при том, что девочки, более склонны подчиняться и угождать взрослым.
      Если хотите вырастить сына уверенным в себе мужчиной, не стоит его чрезмерно ругать, одёргивать и наказывать. Для формирования полноценной личности необходима и похвала, поддержка со стороны родителей, поощрение его начинаний и заверения в любви. Не следуйте стереотипам – мальчики, так же, как девочки-малышки нуждаются в любви, ласке и родительской нежности. Легко научиться любви и ласке, получая её. Именно это поможет вашему сыну стать любящим отцом и мужем.
                      Плакать не стыдно
     С детства многие мальчики слышат увещания о том, что плакать стыдно и некрасиво. Со временем они перестают показывать слёзы, боясь насмешек ровесников и упрёков родителей. Даже когда действительно больно, мальчика призывают терпеть, мол, ты же мужчина, это девчонкам можно плакать, а тебе – нет.
     Постоянное сдерживание эмоций и переживаний, притом, что в жизни мужчины трудностей будет немало, наносит большой вред здоровью. Волнения, нервное перенапряжение, затяжные переживания, не находящие выхода, влекут за собой инфаркты, инсульты, язвы и другие заболевания, как психологические, так и психосоматические. И результат такого воспитания – чёрствые мужчины, ведь скрывая боль, они не могут выражать и положительные чувства.
                     Опека в меру
      Для полноценного развития малышу нужна психологическая опека, но не физический комфорт. Часто можно видеть такую картину: мама тянет велосипед, а сын бредёт за ней хвостом.
      Мальчику воспрещают бегать по лужам, кататься в снегу, во избежание простуды. А через годы родители изумляются, почему мальчик растёт таким нерешительным, несамостоятельным. Да, нужно заботиться о своих детях, оберегать их, направлять, но надо и меру знать.
      Есть такие психологические термины, как «любовь-доверие» и «любовь-опека». Так вот, первая необходима для мальчиков, а вторая – для девочек. Постоянную опеку сын воспримет, как недоверие и будет сопротивляться, а вот почувствовав доверие с вашей стороны, будет изо всех сил стараться его оправдать.
                   Все, такие как мама
     Не секрет, что представления о настоящей женщине и навыки правильного отношения к ней, у мальчика формируется по образу матери. Если матери присуще поведение лидера, неприступной скалы, то сын вряд ли научится сочувствовать женщинам, жалеть, сопереживать им. Согласитесь, немало мужчин, желающих принимать заботу женщины и ничего не давать взамен. Поэтому изредка можно показать сыну свою слабость, женственность.
                  Об игрушках и играх «не для мальчиков»
     Девочки обожают нянчить куколок, играть с ними. А ведь такой процесс подготавливает девочку к будущей роли матери. А как у мальчиков формируются зачатки отцовства? Часто никак. Войнушки, автогонки и рыбалка этому не способствуют, а в куклы мальчикам играть не принято. И зря. Учёные осуществили исследования, в ходе которых обнаружили, что мужчины, не игравшие в куклы, имеют больше трудностей в отношениях с женщиной. А те, кто имел возможность «возиться» с куклами, разбирать-собирать их, одевать-раздевать, свободнее налаживают взаимоотношения с противоположным полом.
                 Как мальчиков воспитывать нельзя
     Обсудив основные принципы воспитания мальчика, не лишним будет вспомнить отрывок из повествования «Мальчик – отец мужчины» (И.С. Кона).
Как не надо воспитывать сына:
  • Не формируйте из сына «настоящего мужчину». Ведь настоящие мужчины разные.

  • Не воспитывайте мальчика воином и защитником отечества. Сейчас лидируют дипломатические качества, а не грубая сила.
  • Не учите его быть непохожими на женщин. Он и так отличается от них.
  • Не верьте психологам, которые говорят, что в неполных семьях растут неполноценные мальчики. «Неполные семьи» – те, в которых недостаёт родительской любви, а не одного из родителей.
  • Избегайте неприятия окружения сына, лучше предложите достойную замену.
  • Не злоупотребляйте запретами, избегайте противостояния с мальчиком.
  • Исключите применение телесных наказаний.
  • Любите своих мальчиков – это самый короткий путь на пути в воспитании достойного мужчины!

 

Пора в детский сад: 6 ключевых советов маме



То, насколько легко и комфортно малыш вольется в детсадовскую жизнь, зависит главным образом от родителей.

 
         Не сомневайтесь
     Приняв решение отдать ребенка в детский сад, важно действительно принять это решение — взвешенно, обдуманно и насовсем. Без формулировок «мы попробуем», «все будет зависеть от реакции малыша» и «отказаться всегда успеем». Потому что в противном случае психологическая травма и для ребенка, и для мамы гарантирована.
      Реакции ребенка на посещение детского сада бывают разные — от полного принятия и даже нежелания уходить вечером домой до каждодневных истерик с нервной дрожью или рвотой. Самая распространенная ситуация находится где-то посередине — это периодические утренние капризы «не пойду в садик» и слезы перед дверью группы. И решительность родителей — это как раз именно то, что позволяет свести детское «горе» к минимуму.
      Когда мама уверена, что она все делает правильно, что детский сад — это хорошо, когда она не реагирует на «провокацию», оставляя ребенка дома «только на денек», не уводит его от дверей группы после особенно горьких слез, не плачет вместе с ним от сочувствия к его «нелегкой доле», то малыш перестает переживать и капризничать, поскольку видит, что мама спокойна, а капризы не дают результата.
             Назначьте «время икс»
     Если у вас есть выбор, врачи советуют поступать в садик летом. Дело в том, что световой день летом длиннее, значит, по утрам вставать легче, уровень заболеваемости разнообразными ОРВИ ниже, погода лучше — то есть, даже если у малыша вдруг случится «авария» на прогулке, мокрые колготки не обернутся простудой.
     Что касается возраста, психологи, педагоги и врачи до сих пор спорят об оптимальном рубеже. С одной стороны, в три года ребенок самостоятельнее, чем в два, с другой — ясельные малыши меньше задумываются о происходящем: если мама что-то делает, значит так и надо. Однако в любом случае, плачущие дети и те, кто идет в сад с удовольствием, часто болеющие и болеющие редко в равной степени встречаются и среди трехлеток, и среди полуторагодовалых «садовцев».
      Психологическая готовность ребенка к саду определяется не возрастом, а совсем другими параметрами: насколько спокойно он остается без мамы, насколько он самостоятелен (может ли сам играть, кушать, спать в отдельной кроватке) и социализирован. Если малыш все свое время проводит с мамой, а других детей видит лишь издали или боится с ними играть — возникновение определенных проблем с садом вполне закономерно.
                Научите самостоятельности
     Подготовить ребенка психологически к детсадовской жизни вполне в ваших силах. Начинать нужно заранее — за несколько месяцев до момента поступления в детский коллектив. Ребенку будет значительно легче, если он будет приучен к разлуке с мамой. Сначала мама уйдет на полчаса, затем на два часа, потом он проведет с папой все воскресенье или останется с бабушкой на выходные. Чем больше у ребенка будет разнообразных «нянек», тем легче он найдет контакт с «чужими» воспитателями.
     Постепенно приучайте малыша к его отдельности: сначала он играет рядом с мамой, но сам, потом спокойно остается один в своей комнате, спит в своей кроватке и кушает самостоятельно.
     Безусловно, стоит подумать и о приучении к горшку.
     Развивая самостоятельность и умение существовать без мамы, не стоит впадать в другую крайность — создавать ситуацию, когда ребенок накануне поступления в сад проводит без мамы целые дни. То есть, если вы решили выйти на работу, предпочтителен такой порядок действий: сначала приучение к саду, а потом, через месяц-два, работа. Нив коем случае не наоборот. Ситуация, когда мамы часто и подолгу нет дома, сама по себе является стрессом, а если к ней сразу же добавляется новый и непривычный для малыша образ жизни, эмоциональное потрясение становится слишком сильным.
                 Дайте максимум информации
      Чтобы сад не стал для ребенка внезапной новостью, стоит заранее начать читать книжки и смотреть мультики на эту тему, разговаривать о том, что происходит у деток в группе и проигрывать это в ролевых играх. Если есть знакомые ребята, которые уже ходят в детский садик, попроситесь туда «на экскурсию». Нужно создать у малыша уверенность, что пребывание в саду — это норма, объяснить, для чего ему нужен подобный опыт, и описать все преимущества садовской жизни.
      Безусловно, дети, посещающие бэби-клубы и центры раннего развития, да даже просто регулярно играющие на площадке с другими ребятами, адаптируются к детскому саду легче, чем их слишком домашние сверстники.
                  Создайте условия
     Помимо психологической подготовки, необходима подготовка и чисто техническая. В первую очередь, это изменение режима дня, которое должно произойти не в первый день посещения сада, а задолго до него. Режим ребенка должен быть максимально приближен к тому, который ему предстоит. Не стоит будить его утром, но вечером лучше ложиться пораньше, еще пораньше, еще — до тех пор, пока время самостоятельного подъема не совпадет с нужным. Завтрак, обед, ужин, прогулка и дневной сон — по расписанию. Причем, если в саду обед в 12, а сон — в час дня, то и дома режим дня должен стать таким же.
      О малыше подумали, теперь надо подумать и о себе и своем утреннем спокойствии. Собираясь в садик, спланируйте свое время таким образом, чтобы утром вы могли собраться без спешки, не нервничая и не подгоняя малыша. С вечера подготовьте одежду и игрушки, которые возьмете с собой. Если есть проблемы с выбором одежды, согласуйте его с малышом заранее, чтобы не перебирать гардероб перед выходом.
      Если ребенок приучен завтракать сразу после подъема, не стоит лишать его перекуса перед уходом из дома — боли в животе едва ли будут способствовать позитивному настрою.
                 Обеспечьте поддержку
      Да, мама должна быть уверена, что садик — это хорошо, и ей нужно постоянно показывать ребенку свою уверенность. Но это совсем не значит, что эмоции ребенка, даже если они негативные, нужно игнорировать или осуждать.
• Поддержите малыша. Объясните ему, что даже взрослым людям нужно время, чтобы привыкнуть к переменам. 
• Обсуждайте причины его утренних слез или капризов вечером, когда он спокоен, например, по дороге домой. 
• Утром же будьте непреклонны — не уступайте капризам (иначе долго от них не избавитесь). 
• Не сидите, обнявшись, в раздевалке (после ухода мамы дети почти сразу успокаиваются). 
• Не плачьте вместе (вам кажется, что вы таким образом поддерживаете ребенка: «я понимаю, как тебе плохо, мне ведь тоже так плохо в разлуке с тобой»; на деле же ребенок видит ваши слезы, слышит «тебе плохо» и «мне плохо» и воспринимает ситуацию в целом как негативную). 
• Не настраивайте на негатив («ты сейчас только не плачь, ладно?»).
      Будьте спокойны и уверены в правильности собственных действий, на слезы реагируйте сдержанно (каким бы трудом это вам не давалось), уходите быстро. Может быть, всем будет легче, если отводить ребенка в сад будет папа?
      Вечером и в выходные постарайтесь компенсировать малышу недостаток общения с вами — гуляйте и играйте вместе, разговаривайте о том, что произошло за день в садике: с кем он играл, как себя вел, что нового узнал, что кушал. Обнимайте, целуйте, говорите о том, как сильно вы его любите, какой он молодец, каким он стал взрослым и самостоятельным.
     
Помните, что ваша поддержка, ваш правильный настрой, ваши осознанные действия и ваша любовь — именно то, что нужно ребенку, чтобы пережить переходный период быстро, комфортно и легко. Помочь ему можете только вы. Больше никто не справится.

 

«Тыжемать»: добрые советы и ценные замечания

    Быть мамой, как выяснилось, дело не только ответственное и полезное для общества, но и очень это общество интересующее: много вокруг людей неравнодушных – и не только в хорошем смысле этого слова.
     Поведение матери, ее внешний вид, отношение к ребенку, и вообще все, что угодно – многим кажется отличным поводом сделать замечание и высказать свое мнение о том, как надо. И, казалось бы, ничего страшного в этом нет – молча кивни, а сделай так, как считаешь нужным. Но то ли я просто чувствительна от природы, то ли дело в «гормонах», но сохранять спокойствие я научилась не сразу, и до сих пор стараюсь не привлекать лишнего внимания к тому, что мы с Никой делаем в общественных местах.
      А делаем мы порой нехорошее – например, иногда я иногда кормлю дочку грудью в «общественных местах», а это, насколько мне известно, многим не по вкусу: и неприлично, и неэстетично, и неуважительно по отношению к окружающим. Я, правда, не любительница давать пощечины общественному вкусу, поэтому процесс кормления стараюсь прикрыть пледом или пеленкой – наверное, поэтому меня никто и не замечает. А вот моей подруге за подобную вольность однажды так досталось, что больше она на «публичные трапезы» не решается.
                         Мария ЖигаловаМария Жигалова

     Придерживаюсь принципа: «Я мать и именно я знаю, что лучше для моего ребенка». Только так можно сбить спесь с особо рьяных советчиков и сохранить свои нервы.
      Другая история – ценные замечания о том, что ребенок одет слишком тепло или холодно, чересчур или недостаточно активен, голоден или переел… По наивности, я даже прислушивалась к ним поначалу, потом пыталась пускаться в объяснения, а сейчас просто молчу. И ухожу, если есть такая возможность.
      Не обращать внимания на подобные вещи – одна из прикладных дисциплин, которые стоит изучить каждой маме. С первым ребенком это не так уж просто: и так-то возникает немало поводов сомневаться в том, что все делаешь правильно, а тут еще «доброжелатели» подливают масла в огонь. Одна моя знакомая как-то призналась, что после получения непрошеных советов занимается настоящим аутотренингом, повторяя про себя снова и снова: «Я хорошая мама, я забочусь о ребенке, с моим сыном все в порядке…» – и только это помогает ей не сорваться. Другая научилась просто не слышать чужих замечаний, и объяснила это очень просто: «У меня есть свои бабушки, которые все лучше всех знают, большего мне не вынести».
      Но знаю я и истории о том, как именно замечания посторонних помогали мамам обратить внимание на то, что ребенок делает что-то вредное или даже опасное. Да, за малышом надо следить, чтобы таких ситуаций не возникало… Но иногда усталость берет свое, и внимание просто «выключается», и тогда слова: «Мамочка, следите за своим ребенком!» оказываются своеобразным будильником и сигналом к действию.
       А вам случалось получать от незнакомых людей действительно хорошие советы? Поделитесь своим опытом – всем пригодится!

Как рассчитать оптимальный вес школьного ранца

   Эксперты из Португалии рассказали, как определить, угрожает ли вес рюкзака с учебниками здоровью ребенка. 
                   
      Португальские специалисты вывели формулу, по которой можно определить оптимальный вес школьного рюкзака для ребенка. О том, что современные учащиеся взавливают на плечи непосильный груз учебников, говорят уже не первый год. Из-за слишком тяжелых портфелей у детей развивается сколиоз и другие заболевания опорно-двигательного аппарата. Но как понять, при каком весе ранец становится опасным?
     Эксперты подчеркивают, что вес содержимого рюкзака должен составлять не более 10% от массы тела самого ребенка. В этом случае нагрузка будет распределяться равномерно и не отразится на здоровье школьника. Исследователи призывают родителей тщательно следить за содержимым рюкзаков, избавляться от лишнего груза. При этом пустой ранец не должен быть тяжелее 0,5 кг.  


Школьный рюкзак – головная боль не только для родителей, но и для врачей. Неправильный ранец может сказаться на здоровье ребенка и привести к проблемам со спиной. Я бы скорректировал цифру, приведенную португальскими учеными, и обозначил границу веса рюкзака в 15% от веса самого ребенка. Кроме того, учитывать стоит не только книги, пеналы и тетрадки, но и вес самого портфеля. А портфель с ортопедической спинкой из качественных материалов не может весить мало. Требования к ранцу обычные, ничего нового: плотная спинка, мягкая подкладка, регулируемые ремни. Желательно, чтобы модель предусматривала и ремни на поясе. Поначалу родители могут следить за тем, чтобы школьник не нагружал лишний раз свой рюкзак. Он ведь может и игрушку взять с собой в школу, и книжку интересную. В дальнейшем школьник научится самостоятельно регулировать его в соответствии с возрастом.
Роман Салтыков
Врач-педиатр, кандидат медицинских наук

Детский иммунитет

 
Одна из важнейших задач, стоящих перед всеми 
родителями – забота об укреплении иммунитета ребенка. Именно иммунитет является фундаментом здоровья человека на протяжении всей жизни, от рождения до глубокой старости.
 
      Чтобы выяснить, как выработать и укрепить защитные силы организма ребенка, нужно знать саму природу иммунитета, механизм его работы. Иммунитетом называют способность организма эффективно противостоять воздействию чужеродных микроорганизмов, например, вирусов и бактерий, вызывающих инфекционные заболевания.
      Существуют два вида иммунитета. Первый – специфический, вырабатывающийся после того, как мы переносим какое-либо заболевание, например, краснуху или корь. Этот вид иммунитета может выработаться на всю жизнь или на какое-то время, в зависимости от конкретного заболевания. Второй тип иммунитета – неспецифический, он начинает формироваться у плода во время беременности.
          Эксперт Вера Шлыкова, врач-педиатр:
      Через грудное молоко ребенок получает от матери антитела к тем инфекционным заболеваниям, которыми мама уже болела, то есть у ребенка на грудном вскармливании существует пассивный иммунитет, что очень важно в первые месяцы жизни, так как в этот период собственная иммунная система малыша только включается в работу. Поэтому, если мама заболела простудой, ей необходимо продолжать кормить малыша, передавая ему с молоком антитела к поразившей семью инфекции. ВОЗ рекомендует продолжать кормить ребенка грудью до двух лет и далее, при желании мамы и малыша. Факторы роста, присутствующие исключительно в женском молоке, позволяют иммунной системе малыша развиваться оптимально в предусмотренные природой сроки. Благодаря содержащимся в молоке бифидус-фактору и лактоферрину, в кишечнике малыша усиливается рост полезных бифидо- и лактобактерий, и приостанавливается рост патогенной флоры, что также укрепляет иммунитет малыша и уменьшает его склонность к простудам. Грудное вскармливание не является стопроцентной гарантией отсутствия заболеваний, но здоровый желудочно-кишечный тракт и спокойная эмоциональная атмосфера в семье снижают вероятность заболеть.
      Нередко при первых же признаках простуды родители сетуют на «плохой иммунитет» у ребенка, плохо представляя себе, какие именно признаки нездоровья должны действительно вызывать тревогу. Ваш ребенок болеет ОРЗ, гриппом 3-4 раза в год? Скорее всего, в этом случае сильно волноваться не стоит, равно как ни к чему и вмешиваться в процесс формирования иммунитета ребенка. В качестве общеукрепляющих процедур можно порекомендовать закаливание организма, прогулки на свежем воздухе и у детей с трехлетнего возраста прием натуральных растительных препаратов на основе сока эхинацеи.
           Эксперт Вера Шлыкова, врач-педиатр:
Режим дня 
      Если сон, отдых, активные занятия, учеба, работа и приемы пищи происходят примерно в одно и то же время, то организму гораздо проще переключаться с одной деятельности на другую, и энергии тратиться гораздо меньше. Ритмичный цикл позволяет организму эффективнее восстанавливать силы, оптимально реагировать на стресс и перемены, а значит, возможностей отразить атаку вирусов и бактерий у ребенка с четким и удобным режимом дня больше.
Питание 
     В первую очередь для полноценного развития ребенку ежедневно необходимы животные белки и жиры. Для профилактики простуды нужно добавлять в еду чеснок и лук – натуральные продукты, содержащие фитонциды, а также овощи, фрукты и ягоды красного, оранжевого и темно-зеленого цвета, содержащие большое количество витамина С. Лучше избегать усилителей вкуса, красителей и синтетических витаминов, так как они оказывают дополнительную нагрузку на системы организма, провоцируют аллергические реакции и перегружают иммунитет малыша, так как принимаются длительно и без учета индивидуальных потребностей. Сахар также перегружает пищеварительную систему, способствует вымыванию из организма множества витаминов и микроэлементов, и лучше, по возможности, исключить его из детского питания. Хорошо, если завтраки, обеды и ужины происходят примерно в одно и то же время, так как это позволяет организму более качественно переваривать пищу.
Закаливание 
      Закаливающие процедуры хороши для любого ребенка, если подобраны индивидуально. Лучше обсуждать схему закаливания вместе с врачом или со специалистом по закаливанию. Одни малыши с удовольствием обливаются, а другим вполне хватит воздушных ванн. Необходимо смотреть на реакцию ребенка, избегать резких перемен. Если ребенок стал слишком возбужденным или апатичным и продолжает протестовать на протяжении продолжительного времени, нужно обязательно пересмотреть режим закаливания. Для того, чтобы закаливание было полезным для здоровья малыша, необходимо, чтобы он испытывал положительные эмоции, воспринимал его как игру. Лучше всего, если родители сами ведут активный образ жизни, постепенно вовлекая ребенка в «закаливающие мероприятия». В доме, где растет ребенок, необходимо регулярно проводить влажную уборку, проветривать помещения, поддерживать температуру воздуха 20-24?C и влажность не менее 40%.
Лекарственные препараты 
      В период эпидемий по согласованию с врачом возможно применение стимулирующих иммунитет препаратов. Применять такие препараты можно не более 8 недель подряд, чтобы избежать истощения иммунитета. Перерыв между курсами должен быть в два раза больше чем длительность курса, поэтому оптимальной схемой приема является, например, прием препаратов в течение 10 дней, 20 дней — перерыв.
     Грань между здоровьем и болезнью порой почти неразличима. Что же должно насторожить внимательных родителей?
 
  1. Простудные и инфекционные заболевания чаще 5 раз в год.

  2. Отсутствие температуры во время болезней – очень тревожный симптом: возможно, иммунная система ослаблена настолько, что не реагирует повышением температуры на вторжение бактерий и вирусов.
  3. Повышенная утомляемость, слабость обязательно должны стать поводом для обращения к врачу. Эти признаки могут также свидетельствовать об анемии, заболевании крови!
  4. Увеличение лимфоузлов. У ребенка с ослабленным иммунитетом шейные и подмышечные узлы обычно увеличены.
  5. Частые аллергические реакции на пищевые продукты.
  6. Увеличение селезенки.
  7. Кишечный дисбактериоз, проявляющийся в виде дискомфорта, вздутия живота, диареи, других расстройств пищеварения. Как правило, с подобными недомоганиями довольно быстро удается справиться при помощи препаратов-пробиотиков. В случае снижения иммунитета эти симптомы не связаны с пищевыми отравлениями или кишечными инфекциями.

    Как же поступать родителям, заподозрившим, что у ребенка снижен иммунитет? Конечно, первым делом нужно обратиться к врачу. Хорошо, если в вашей детской поликлинике ведет прием специалист иммунолог. Если же такого врача нет, идите к участковому педиатру: он назначит обследования и при необходимости порекомендует лечебное учреждение, в которое надо будет обратиться. Помните: самолечение особенно опасно, если речь идет о такой тонкой и сложно организованной материи, как детский иммунитет.
 

Зачем детям играть?

    Зачем современным детям играть? И вообще, нужно ли им это делать?
    Вот как современные родители отвечают на эти вопросы.
Игра в цифрах и фактах:
     1. «Если у вас есть выбор поиграть или позаниматься с ребенком, что вы предпочитаете?»
      «Поиграть» предпочитают 18% пап и мам.
      Почему? Потому что:
  • Ребенку это более интересно — 10%

  • Ребенку это нравится — 8%

      При этом ответ «позаниматься» выбрали 82% родителей.
      Поскольку:
  • это необходимо — 62%

  • мне это интересно — 13%
  • ребенок сам просит — 7%.

     2. Заканчивая предложение «Если мой ребенок в пять — семь лет будет значительную часть дня играть, то...», родители высказали такие мнения:
  • потом будут проблемы в школе / не сможет конкурировать со сверстниками — 46%

  • ничего страшного, если игры образовательные, учиться можно и играя — 18%
  • будет заниматься вечером — 17%
  • я буду доволен (довольна) — 15%.

      Итак, игра, по мнению родителей — это приятная, но отнюдь не самая необходимая вещь, которой должен заниматься всякий уважающий себя ребенок дошкольного возраста. Его дело (и, заметим, дело его родителей) — готовиться к предстоящей взрослой жизни, к конкурентной борьбе за выживаемость.
      К чему же, по мнению родителей, нужно готовить их отпрысков?
  • К умению быть самостоятельными — 61%.

  • получить хорошую высокооплачиваемую профессию — 53%
  • Быть готовым к трудностям — 32%.
  • К принятию самостоятельных решений — 22%.

      Но вот ведь парадокс. То самое умение быть самостоятельным, брать на себя ответственность и принимать решение, которое так ценится родителями, приобретается детьми вовсе не во время занятий со специальным педагогом. Даже если он в совершенстве освоил все методики раннего развития, вместе взятые. И умению строить отношения, работать в коллективе, правильно оценивать себя и ощущать уверенность в своих силах — этому тоже дети учатся не на уроках. Но где же? Где та чудодейственная, волшебная методика, которая обучит ребенка жить в современном обществе? Ответ парадоксально прост. Это та самая игра — «без которой вполне можно-де обойтись». Именно в игре развивается личность, причем, не только в познавательной, но и во всех остальных сферах — эмоциональной, социальной, творческой. Игра знакомит детей со взрослым миром на детском языке, учит правилам жизни, взаимопомощи и взаимодействию.
      Мама, поиграй со мной!
    Однако современным родителям, с которыми в детстве мало играли, нелегко (а порой просто-таки страшно трудно!) «тупо» играть в куклы или гонять по комнате машинки. Им гораздо легче поиграть во «что-нибудь развивающее», поскольку это требует от них меньших эмоциональных усилий. Благо, специальных развивающих игр сейчас придумано — видимо-невидимо. Тут и кубики Зайцева, и уникуб Никитина, и палочки Кюизенера, и блоки Дьенеша. Но проблема в том, что это не совсем та игра, которая больше всего нужна сейчас вашему малышу. Конечно, развивающие логические игры — занятие весьма достойное и полезное, но они развивают лишь одну сторону его личности. Эти занятия ни в коем случае не должны заменять собой знаменитые обычные детские игры. Тем более, что они дают вам уникальную возможность — увидеть мир глазами ребенка, привить ему свою систему ценностей и даже справиться с некоторыми психологическими проблемами вашего малыша. Зачем нужны незатейливые, на первый взгляд, игры нашего детства?
                      Дочки-матери
     Это название немного условно. Совсем не обязательно играть именно в «дочки-матери», хотя и классическая модель семьи очень важна — в ней дети (кстати, не только девочки, но и мальчики) учатся выстраивать семейные роли. Но в подобных играх малыши определяют не только свое место (и, кстати, место своих родителей) в семье, но и примеряют на себя разнообразные социальные функции, профессии, даже общественное положение.
     Если вашему малышу 2-3 года, основные режиссерские функции придется взять пока в свои руки. Чем младше ребенок, тем проще должна быть кукла. Покажите крохе игрушку, рассмотрите вместе, во что она одета, какие у нее глазки, ручки и пр. Обязательно придумайте имя для игрушечной девочки или мальчика. А теперь попробуйте разыграть небольшую сценку из собственной жизни — как вы кормите малыша, укладываете его спать или собираете на прогулку. Для начала одного сюжета будет вполне достаточно. Даже если у вас напрочь отсутствуют актерские способности, постарайтесь «войти в образ» — меняйте интонации и тембр голоса, когда вы говорите за разных персонажей.
     Для игры пригодятся разнообразные аксессуары — стол и стульчик, чтобы покормить куклу, игрушечная ванночка, чтобы ее искупать, коляска, в которой ее можно будет возить и пр.
     Кстати, об аксессуарах. Если вы давно не заглядывали в «Детском мире» в отдел кукол и кукольного хозяйства, вас ждет потрясение. Современная промышленность, похоже, решила воссоздать в миниатюре взрослую жизнь до последних мелочей. Можно, например, найти игрушечный кухонный комбайн с «фирменной» надписью, действующий электрический пылесос и пластмассовую курицу-гриль. Стоят они немало и вызывают поначалу скупую слезу умиления — ах, если бы было такое в нашем детстве! Но на самом деле, столь детализированные игрушки детям не нужны. Более того, совсем не полезны. Потому что они закрывают дорогу фантазии и воображению. Ведь лишь в детстве одна и та же палочка может стать то ложкой, то ручкой, то мобильным телефоном. Это использование предметов-заместителей характерно для детей старше трех лет и говорит о том, что их развитие идет по правильному пути. Ведь именно так начинается символическое мышление — и в конечном счете — умение абстрагироваться. И поэтому не стремитесь завалить свое чадо слишком реалистичными игрушками — дайте простор его фантазии.
Ребенок 4-7 лет уже сам будет вести сюжет, вам достанется роль ведомого. Попробуйте воссоздать в игре разнообразные жизненные ситуации — и мы обещаем, что вы узнаете много нового. О себе и своей семье, о детском саде, о друзьях и воспитательнице вашего сокровища.
                Жмурки-пряталки
     Наши предки, от которых нам достались в наследство эти игры, были совсем не глупы. Таким способом они учили детей справляться со страхами темноты и замкнутого пространства.
     По традиции одному из игроков завязывают глаза платком или шарфом, и он на ощупь или по звуку должен найти других участников незабываемого зрелища. Но имейте в виду, если ваш ребенок слишком тревожен или испытывает очень сильный страх темноты, то завязывать глаза ему не стоит — разрешите в этом случае их просто закрыть. Все, кроме водящего, расходятся в разные стороны, и по команде водящего замирают. После команды «Замри!» двигаться уже нельзя. Но зато, если процесс поиска затянулся, можно всем одновременно хлопать в ладоши. Более веселый и динамичный вариант — отменить команду «Замри!» и, поддразнивая водящего, легонько хлопнуть его, чтобы он побыстрее нашел остальных.
      В прятки любят играть абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, когда ребенок обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или свернувшегося в три погибели в платяном шкафу. И, кстати, эта любовь не случайна. Ведь прятки помогают справиться с чувством одиночества — его в какой-то момент испытывает каждый ребенок. А во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, еще и в тайном, укромном месте. Если ваш ребенок боится темноты, можно во время игры выключить или хотя бы притушить свет в одной из комнат. Выключая свет, громко скажите, что сюда-то ваш сын или дочка точно не пойдет. И спрячьтесь в темной комнате сами.
                  Куча мала
   Вот уж во всякой возне точно никакого толку нет! — воскликните вы. И будете неправы. Во-первых, потому что психологи подобные игры очень даже ценят и называют их телесно ориентированной терапией. А во-вторых, такая возня чрезвычайно удобна для уставшей мамы, которая еле-еле приползла с работы. И больше всего на свете ей хочется упасть. Так падайте! И станете не просто мамой, а Эверестом или Джомолунгмой, на которую будет карабкаться юный альпинист — Покоритель Вершин.
Телесно ориентированные игры учат ребенка ощущать границы своего тела. У каждого человека (как взрослого, так и маленького) свой стиль движения, и это так или иначе отличает его характер. Кроме того, в этой игре ребенок учится чувствовать себя в паре или в коллективе (вспомните, куча мала — одна из любимейших забав в детском саду, независимо от возраста), развивает телесную чуткость, владение своим телом. Телесный контакт жизненно необходим малышу уже с первых дней жизни. Но младенцев, так или иначе, носят на руках, обнимают и целуют. А потом — почему-то считают, что это делать уже не обязательно. Между тем и дошкольнику, и даже подростку очень важно чувствовать близкий контакт с мамой — и физический в том числе. В этом невербальном общении тоже зашифровано ваше послание: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
        Вот несколько идей (новых и хорошо забытых старых) для телесно ориентированных игр.
     Массаж «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы...» — можно по очереди с ребенком делать его друг другу
«Угадай материал» — игра из арсенала Марии Монтессори. Приготовьте несколько образцов материала самой разной фактуры. Подойдет дерево, различная ткань (от шифона до рогожки), мех, бумага (от папиросной до наждачной), металл, стекло, керамика, пластмасса и т.д. Теперь один участник закрывает глаза (для надежности можно завязать их платком) и на ощупь угадывает материал. Кстати, это можно делать не только рукой, но и другими частями тела — спиной или ногой. Заодно выясните, какая часть более чувствительна.
Просто дурачиться, танцевать и обниматься.
Маленький человек в игре не только учится, он в ней ЖИВЕТ. И если в вашу задачу входит научить его жизни, то легче и проще всего это сделать в игре. Не бойтесь «простых» игр — в них заложен глубочайший смысл.

 

7 шагов для приучения к порядку

    Между словами «дети» и «беспорядок» многие ставят знак равенства. Валяющиеся игрушки, детальки пластмассового конструктора, вызывающие столько эмоций, когда наступаешь на них ночью, бумажки с очень-важными-рисунками, камушки, палочки и целая куча всего – вот примерное содержимое типовой детской комнаты. Можно ли это исправить?
    Вполне, только придется немного помочь ребенку: вместе найти мотивацию, разработать тактику и установить правила.
         

 

7 шагов для приучения к порядку
 
 1. Настрой на позитив
      «Быстро убери комнату, иначе никаких мультиков!», «Ну что ты за грязнуля», «Сейчас соберу все в мешок и выкину»… Понятно, что подобные высказывания изначально присваивают уборке статус наказания. И – вызывают соответствующую реакцию: не хочу, не буду, отстань, а то и обиженный рев.
       А если попробовать наоборот? «Давай сделаем твою комнату еще красивее!», «Как здорово, когда все на своих местах, правда?», «Удобно, если можно сразу найти нужную вещь!». А еще – можно включить веселую музыку и съесть специальное, предуборочное печенье с соком, чтобы появились силы.
 2. Важность мнения самого ребенка
      «Выкинь эту ерунду!», «Ну разве так – красиво?», «Что за хлам ты хранишь?» – пренебрежительные высказывания отбивают всякое желание убирать. Мало того, малыш не ощущает территорию своей. Понятия о красоте и уюте у детей и взрослых разные, но если комната – детская, ребенок имеет право на свою точку зрения. Можно мягко предложить другой вариант, но не настаивать на нем.
      Кроме того, настоящая трагедия для малыша – приказ разобрать замок из кубиков, который он строил целый день, или волшебную страну, пусть та и занимает полкомнаты. Относитесь с уважением к его труду и играм, это только укрепит доверие.
      Неправильная позиция – наводить порядок, потому что «гости придут» или «чтобы не было стыдно перед бабушкой». В первую очередь, нужно выработать потребность в аккуратно организованном пространстве, а не желание произвести впечатление.
 3. Четкий план
      Посыл «быстро убери все» – слишком общий для ребенка. Продуктивней составить список задач: убрать игрушки с пола, вытереть пыль на полках и столе, пропылесосить – в зависимости от возраста и умений. Если чадо умеет читать – можно записать все по пунктам, в противном случае – после одного задания давать другое, заранее обозначив фронт работ.И не забывайте про небольшие веселые перерывы в процессе и похвалу – в конце.
 4. Места для хранения
     Если у каждой вещи есть свое место, уборка пойдет быстрее. Этот ящик – для конструктора, этот – для красок и карандашей, домик – для кукол, шкаф – для мягких игрушек. Процесс станет не только упорядоченным, но и понятным: мы так делаем, чтобы вещи было проще найти. Малышу можно приклеить картинки-обозначения, для более взрослых – просто определить места. Конечно, должен быть «ящик для всяких мелочей», но один, а не десяток, где все лежит вперемешку – лишь бы на полу не валялось.
 5. Интересные задания
      Задания в игровой форме – отличный вариант уборки для дошкольников. Злой король Беспорядок завладел комнатой и хочет засыпать ее пылью. Чем больше мусора мы найдем и чем лучше расставим игрушки, тем слабее он станет. Начнем? Можно устроить соревнования: кто красивее обустроит полку в шкафу, кто быстрее протрет пыль – мама в большой комнате или ребенок в детской. Медаль за чистоту и красоту в конце или переходящий вымпел – достанутся лучшему.
 6. Избавление от ненужного
      Чем больше вещей в детской, тем сложнее их убирать. Время от времени проводите ревизию – одними игрушками ребенок не играет в силу возраста, их стоит отдать, другие – просто не востребованы (такие стоит спрятать и достать через пару месяцев, возможно, они придутся кстати), третьи вообще сломаны и не подлежат починке.
 7. Полезные привычки
      «Поиграл (почитал, порисовал) – убери»,– простое, но очень полезное правило. Объясните, что гораздо проще так поддерживать чистоту, чем потом расставлять по местам все сразу. Кроме того, выработайте привычку убирать игрушки вечером – не перед самым сном, когда малыш устал и капризничает, а перед ужином или вечерним мультфильмом. Покажите, в том числе и на собственном примере, как аккуратно складывать свою одежду после прихода с улицы, ставить посуду в раковину или посудомоечную машину, складывать грязные вещи в корзину. И – иногда устраивайте маленькие праздники непослушания, с булочками в постели и боем подушками. Дисциплину они не подрывают, а настроение поднимают.
 
Марина Беленькая 

Дети после развода. Ошибки родителей.

             1. “У меня нет сил на него. Разобраться бы со своей жизнью...”
      Одна из главных проблем заключается в том, что папа ушел, а мама осталась. Часто у мамы совершенно нет сил и энергии, чтобы поддерживать ребенка. На нее в один момент обрушилось все. И у ребенка вообще не остается никого, кто мог бы ему посочувствовать, поговорить, уделить ему побольше внимания.
           2. “Я кормлю, одеваю, содержу, контролирую, а он пришел на полчаса, накормил пирожными и хороший...”
      Родители часто начинают соревноваться, соперничать за любовь и привязанность ребенка: кто из нас лучше? добрее? кто больше позволяет? В это время маму часто огорчает тот факт, что у папы больше шансов выиграть. Он редко приходит, дарит подарки, не заставляет спать и чистить зубы, не проверяет уроки. Если вы действительно любите своего ребенка, поговорите по душам, перестаньте соперничать, обратитесь к семейному психотерапевту. Поверьте мне, у соревнующихся родителей не вырастают благополучные дети.
           3. “Ну что там у папы дома? Тетя была? А о чем они разговаривали?”
     Никогда не заставляйте ребенка играть роль шпиона, как бы не был велик соблазн. Еще одна порочная модель — это роль связного: “Позвони папе -спроси, почему он опаздывает на час”. Ребенку не под силу роль регулировщика родительских отношений. Это слишком большая ответственность для него.
           4. “Пожалей меня! Папа нас с тобой бросил. Мы никому не нужны. Видишь, как мне тяжело делать все самой!”
      Обычно дети становятся главными мамиными помощниками после развода. Сама мама возлагает на них эту роль, просто потому что кто-то должен ее поддерживать, а дети оказываются ближе всего. Эта роль очень вредна для ребенка и чревата тем, что ребенок будет чувствовать вину, у него будет низкая самооценка и, в конце концов, он просто заболеет. Он не может взять на себя ответственность главы семейства. Маме важно как можно скорее прийти в себя — обращаться к подругам, бабушкам, заниматься фитнесом, работать, ходить в кино. Дети не должны становиться взрослыми раньше времени.
             5. “И часто ли твой папа приходит? Ему нет до тебя никакого дела. Он любит только себя”.
       Если мама говорит о папе только плохое, если она всегда вспоминает его дурным словом, если подчеркивает в нем только недостатки — у ребенка никогда не сформируется адекватная самооценка. Мама и папа — самые главные, самые лучшие люди в мире в представлении маленького ребенка. И если один из них — плохой, то малыш, увы, уже не сможет вырасти с хорошим представлением о себе самом.
                                    
      Основоположник семейного консультирования, психотерапевт Вирджиния Сатир, пишет, что самое простое для матери — внушить ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.
      Когда вам хочется отозваться о бывшем муже плохо и, тем самым, подчеркнуть свои хорошие черты, подумайте, готовы ли вы заплатить за это такую цену? Самое мудрое, и самое, в то же время, тяжелое, что может сделать мама после развода — никогда не говорить ребенку, что папа — нехороший человек. “Мать не может быть еще и отцом, но она, для пользы ребенка, может лепить устойчивый образ отца”, — пишет Б. Спок в своей книге “Проблемы родителей”.
Екатерина Хломова
Детский и семейный психотерапевт
 
 

Готовим малыша к садику и школе


В последний месяц лета к обычным семейным хлопотам добавляется ещё одна: на носу новый учебный год. Больше всего тревожатся те, чьим деткам предстоит впервые пойти в школу или сад. Справится ли малыш с нагрузкой? Как скоро перестроится на новый режим? Достаточно ли ребёнок закалён, чтобы в новых условиях не поддаться простудам и инфекциям? Как сложится его общение со сверстниками?

В нашей статье собраны советы-памятки по прививкам, рекомендации по профилактике простуд и по адаптации малыша к новым условиям. Автор – главный врач Городской клинической больницы №57 Ирина Назарова.
                                        Справки и прививки. Проверьте себя!
                           Садик
       Ваш главный документ при поступлении в детский сад — форма №026/у-2000, она же медицинская карта ребёнка.
      Что должно быть в карте: 
• Заключения специалистов (невролога, стоматолога, хирурга, офтальмолога, отоларинголога, психолога, логопеда, ортопеда). 
• Результаты анализов (ЭКГ, общий анализ крови, общий анализ мочи, посев на кишечную флору, мазок из зёва и носа на дифтерию, анализ на яйца глистов, анализ на энтеробиоз). 
• Отметки о прививках (форма №063): как обязательных, так и дополнительных, которые делаются специально перед поступлением в садик.
       Обязательные прививки (они же календарные) — от дифтерии, столбняка, коклюша, туберкулёза, полиомиелита, краснухи, кори, паротита, гепатита В — делаются в соответствии с Национальным календарём прививок (этой информацией владеет ваш педиатр).
       Дополнительные прививки — против гемофильной и менингококковой инфекций (за 2 месяца перед отправкой в детсад), против пневмококковой инфекции (за 1 месяц), против гриппа (каждый год в начале осени).
                           Школа
         Та же форма №026/у-2000 необходима и при поступлении в школу.
         Накануне первого учебного года специалисты рекомендуют сделать прививки от ветряной оспы, пневмококковой инфекции, гриппа и гемофильной инфекции. Это желательно, но не обязательно. Если вы решили не делать ребёнку прививки, вместо прививочного листа в медицинскую карту будет вклеена ксерокопия вашего заявления об отказе.
                                                     Осторожно, садик!
        Это нормально: в первый год в детском саду дети болеют чаще. Знакомство организма с вирусами — важный этап в формировании детского иммунитета. Лучше, чтобы этот процесс пришёлся на детсадовский период: в школе частые больничные могут привести к снижению успеваемости.
       Если у малыша появились признаки респираторного заболевания, не стоит сразу бежать в аптеку. Температура и насморк говорят о том, что организм борется с инфекцией сам. Не торопитесь снимать симптомы, чтобы поскорей отправить ребёнка в сад. Оставьте малыша дома и дайте ему возможность восстановиться. Если всё-таки останется необходимость в лекарствах, не полагайтесь на рекламу или слова фармацевта, обязательно обратитесь к врачу.
                                                      Осторожно, школа!
       Зачастую «профессиональные заболевания» школьника проявляются из-за недостаточного внимания родителей к привычкам, которые приобретает ребенок за время учёбы. Настраивайтесь постоянно «держать руку на пульсе», мягко мотивируйте ребёнка на ответственное отношение к своему здоровью. И обязательно поддерживайте контакт с учителем: специалист может заметить нечто, что ускользает от родительских глаз.
              Органы пищеварения 
      Обязательно ознакомьтесь с меню школьной столовой, убедитесь, что оно здоровое и сбалансированное. Чтобы ребёнок не заглядывался на шоколадки, снабдите его домашним ланчем — это может быть свежий сэндвич из зернового хлеба, фрукты, ягоды. Даже овощи пойдут на ура, если порезать их ломтиками и сложить в красивый ланчбокс.
             Опорно-двигательная система 
       Вечно сидеть над ребёнком, напоминая о правильной осанке, — это не выход. Грамотнее — как можно раньше начать заботиться об укреплении костно-мышечной системы малыша. Посоветуйтесь с педиатром, чтобы выбрать подходящий вид активности. Хороши и плавание, и танцы, и йога для маленьких — но потребности в утренней зарядке они не отменяют.
             Зрение 
      Если ребёнок жалуется на головные боли или щурится, возможно, у него назревают проблемы со зрением (кстати, иногда в них же кроются и причины снижения успеваемости). Обязательно обратитесь к окулисту! Кроме того, как можно раньше приучите ребёнка делать гимнастику для глаз: это просто и приятно.
           Профилактика прежде всего
      Как можно раньше начните приучать малыша к здоровому и активному образу жизни. Подвижные игры, занятия в секциях, бассейн — всё это поможет правильно сформировать скелет, укрепить мышцы и сосуды, обрести выносливость и в конечном счёте — отразить атаку инфекций и справиться с новыми нагрузками.
      Чтобы понять, какая активность ребёнку больше по душе, понаблюдайте за ним. Общительным подойдут командные виды спорта, подвижным — футбол или танцы, замкнутые могут раскрыться в плавании или единоборствах. При выборе секции обязательно учитывайте мнение ребёнка: важно, чтобы он занимался с удовольствием.
      Непременно посоветуйтесь с педиатром, прежде чем записывать малыша в группу: у каждого вида спорта есть свои противопоказания. Так, гимнастика не подойдёт детям с врождённым пороком сердца и ломкостью костей, аэробика — страдающим сколиозом, сильной близорукостью или имеющим проблемы с сердечно-сосудистой системой, а плавание — тем, кто страдает кожными заболеваниями.
      Записывать малыша в секцию стоит не раньше, чем ему исполнится 4 года: в этом возрасте он уже способен слушать команды тренера, увереннее чувствует себя в коллективе и способен в случае необходимости пожаловаться на дискомфорт.
       Помните, что растущему организму необходимо сбалансированное питание. В рационе ребёнка обязательно должны присутствовать свежие кисломолочные продукты, блюда с клетчаткой, качественное нежирное мясо. Покупные витамины старайтесь заменять сезонными овощами и фруктами, не забывайте об орехах и сухофруктах.
       Следите, чтобы малыш успевал отдыхать! Чтобы выспаться и восстановить силы, детям нужно 10-12 часов в сутки.
              Первый шаг во взрослую жизнь
       Психологи рекомендуют начать готовить малыша к детскому саду как можно раньше. Не перекладывайте помощь в адаптации полностью на плечи воспитателя: без вашей поддержки ребёнку будет очень сложно. Чем же вы можете помочь ему уже сейчас?
      Учите общаться — как со взрослыми, так и со сверстниками. На помощь придут игры и не планшетные, а настоящие, с сюжетом и ролями: «в магазин», «в больницу». Полезны и такие, в которых ребёнку нужно повторять движения взрослых, — дидактические игры в саду уже не будут для него чем-то новым и неизвестным.
       Подготовьте к режиму. Заранее ознакомьтесь с распорядком дня в вашем детском саду и постепенно приучайте к нему ребёнка. Как правило, основные сложности возникают с дневным сном, поэтому режиму отдыха стоит уделить особое внимание.
      Познакомьте с детсадовской жизнью. Новый этап не должен стать для малыша шагом в неизвестность. Чем он будет заниматься, с кем познакомится, какие у него будут игрушки? Рассказывая о жизни в садике, упоминайте больше приятных мелочей.
      Учите самостоятельности. Умение самостоятельно есть, одеваться, ходить на горшок, умываться — все это очень важно для ребёнка и, несомненно, поможет ему в адаптации. Но не менее важно подготовить ребёнка к необходимости коротких разлук. Не стесняйтесь обратиться за советом к воспитателю!
       Будьте спокойны! Избежать волнений сложно: для родителей «первый раз в детский сад» — тоже испытание. Но ни в коем случае не показывайте этих эмоций ребёнку. Также недопустимы любые негативные отзывы в отношении садика.
       Будьте рядом! Постарайтесь во время периода адаптации снизить нагрузку на нервную систему малыша: шумные игры и телевизор сейчас ни к чему. Больше читайте вместе, выбирайтесь на прогулки. Почаще обнимайте ребёнка. Пусть он чувствует: какие бы перемены ни происходили в вашей жизни, неизменно одно: ваш малыш — самый ценный, самый любимый.
 

Воспитание девочек: идеальный вариант

Автор: / Теги:
 
 
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
 
Задача мамы: наглядно объяснять.
Ковыляя по комнате в маминых туфлях и поправляя спадающую с плеч лямку огромного вечернего платья, девочка также «примеряет» на себя и манеры родительницы. Увидев, что дочка внимательно следит за тем, как вы одеваетесь, объясните ей, почему вы выбрали именно такой наряд. Например, розовая блузка прекрасно подходит к серым брюкам, а вот с зеленой юбкой она будет смотреться не очень красиво.
В ответ на предложение малышки навесить на себя все лежащие в шкатулке бусы с улыбкой ответьте, что женщина – не новогодняя елка и в большом количестве мишуры совсем не нуждается.
Не ругайте и не высмеивайте дочку за долгие кривляния перед зеркалом. Малышка занята очень серьезным делом – пытается оценить собственную внешность и научиться ее правильно использовать: строить глазки, поджимать губки, приподнимать брови и т.д.
Некоторые мамы отгоняют дочек от зеркала, боясь, что самолюбование войдет у них в привычку. Эти опасения напрасны: рассматривание себя – такой же необходимый этап, как изучение ребенком букв перед тем, как он начнет читать книги.
Не идите на поводу у дочки, если она просит накрасить ей ногти или губы. Расскажите о том, что в каждом возрасте своя красота, и приведите конкретные примеры: у девочек – заколки, туфельки с бантиками и аккуратно подстриженные ногти, у женщин – красивые прически, яркий маникюр и, скажем, тушь для ресниц.
 
Задача папы: восхищаться и беречь.
От реакции отца на ежедневные костюмированные шоу, устраиваемые дочкой, во многом зависит ее будущее самоощущение. Поэтому не критикуйте, а восхищенно аплодируйте! Восторг папы приучит малышку к тому, что мужское внимание – явление совершенно естественное и его не нужно добиваться всеми правдами и неправдами. Благодаря этому в будущем девочка не станет терять голову от первого же комплимента и будет выбирать спутников спокойно и осознанно. Тем не менее, даже восхищаясь дочерью, старайтесь соблюдать чувство меры. Культ красоты в семье нередко приводит к тому, что ребенок становится заложником чужих оценок. Стремление быть самой-самой может завести девочку очень далеко, поэтому объясняйте своей крохе, что хорошенькое личико вовсе не гарантирует ей стопроцентного успеха: к внешности обязательно должны прилагаться интеллект, хорошее воспитание и доброжелательность.
 
ПРАКТИЧНОСТЬ
Задача мамы: привлечь к выполнению домашних дел.
Во все времена маленькие девочки играли с миниатюрной посудой, готовили салатики из травы и лепили пирожки из песка. Малышкам действительно нравится играть в «хозяек», а значит, нужно максимально использовать их интерес в благих целях. Привлекайте дочку к готовке, делитесь с ней семейными рецептами, учите красиво накрывать на стол. Мягко объясняйте малышке, что, как и почему вы делаете, и ни в коем случае не ругайте ее за разбитые чашки или рассыпанную муку. Вы ведь тоже не сразу стали аккуратной и ловкой «богиней плиты и раковины». В общем, наберитесь терпения и не гоните дочь из кухни, даже если в одиночку вы справитесь в два раза быстрее.
Задача папы: научить оптимизации.
Когда женщина слышит рекламный слоган: «Купив четыре перчатки, пятую вы получите в подарок!» – ее мозг перестает здраво оценивать происходящее и немедленно сигнализирует: «Надо брать!». Отец, как никто другой, может научить свою дочь не попадаться на уловки маркетологов, быстро просчитывать реальную выгоду и серьезно относится к деньгам.
 
РОМАНТИЧНОСТЬ
Задача мамы: разделять интересы.
Поддерживайте «принцессный», «лошадочный», «котеночный» и другие периоды развития дочери. Не злитесь, если на вопрос «Что тебе подарить?» девочка просит купить ей очередную Барби. И не отговаривайте малышку от идеи выйти замуж за Колю из старшей группы! Воспользуйтесь интересом дочки ко всему романтическому и научите ее танцевать вальс, послушайте вместе классическую музыку (ведь именно она звучала на балах!) и почитайте сказки, в которых уделяется много внимания дружбе, любви и героическим поступкам.
Задача папы: оказывать знаки внимания.
Пока у подъезда не слышны серенады принца и топот белого коня, поддерживать дочкины романтические взгляды на жизнь придется отцу. Подавайте малышке руку при выходе из транспорта, дарите цветы и, главное, не забывайте ухаживать за своей женой. Пусть дочка видит, как именно должен вести себя с женщиной настоящий мужчина: лучшего примера просто не придумать!
 
ДИПЛОМАТИЧНОСТЬ
Задача мамы: сдерживать порывы.
Если девочка регулярно становится свидетелем громких конфликтов мамы с бабушкой или с папой, дипломат из нее вряд ли вырастет. Чем мягче вы будете вести себя в семье, тем легче дочке будет одолеть эту непростую науку. Кроме того, малышке нужно помочь освоить некоторые элементарные приемы саморегуляции:
Прежде чем ответить, выдержи небольшую паузу: за это время ты сможешь успокоиться и найти правильные слова.
Улыбайся. Доброжелательность значительно снижает уровень агрессии!