15 ВЕЩЕЙ, О КОТОРЫХ ОТЦЫ ДЕВОЧЕК ПРОСТО ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ!

    Будучи отцом четырех дочерей, я только и слышу возгласы окружающих: «А что будет, когда они станут подростками!», «Ужас, да ты окружен женщинами...», «За что тебе такое горе?» И эту чушь я слышу практически каждый день… Но, честно говоря, я не обижаюсь и искренне сочувствую людям, которые так думают.
      Раньше я даже не мог себе представить, какое это благословение — иметь четырех дочерей! У нас в доме обычно господствует теплая атмосфера и очень часто мы говорим друг другу: «Сегодня я тебя люблю еще больше, чем любил вчера».
Я не могу сказать, что я супер-отец, но это 15 вещей об отцовстве, которые мне открылись за последних 11 лет, важно знать всем папам, у которых есть дочери:
1. Она хочет быть любимой
      Больше всего, что бы ты мог ей купить или чему бы ты мог ее научить, она нуждается в твоей любви. Никто на Земле не может исполнить так блестяще роль отца, как ты сам. Да, твоя дочь еще не раз будет разочаровывать тебя, будет делать ошибки, может, даже отвернется от тебя, но не давай ей повода хоть на секунду усомниться в твоей любви. Посмотри ей прямо в глаза и скажи, как сильно ты ее любишь.
2. Ты имеешь прямое влияние на то, кого она выберет в роли будущего избранника
     Страшно и подумать, но ты имеешь непосредственное воздействие на ее личную жизнь: ты представляешь тип мужчины, которого она скорее всего выберет в будущем в качестве мужа. В детстве моя третья дочь умоляла меня жениться на ней, но я ей всячески объяснял, что уже женат на ее прекрасной матери. Если ты будешь делать всё правильно, это будет гарантией того, что твоя девочка в будущем найдет хорошего спутника жизни.
3. Слушай то, что слушает она
      Когда мы вместе с девочками едем в машине, там чаще всего можно услышать Тейлор Свифт, One Direction, Кетти Перри… Нет, я не в восторге от такой музыки, когда я сам, но если я с ними, и такая музыка действительно нравится им, она будет нравится и мне, и я буду искренне получать от этого удовольствие.
4. Она следит за тем, как ты относишься ее маме
      Если ты хочешь взять для себя какой-то из этих советов на заметку, то обязательно обрати внимание на этот пункт. Запомни, лучшее, что ты можешь сделать для своей дочери — это любить ее мать. Легко быть помешанным на ребенке, но строить отношения в браке и поставить ваши с женой отношения во главу всех жизненных приоритетов — подвластно не каждому! Времена, когда я теряю близкую связь со своей женой Брук странным образом совпадают с периодами, когда у детей появляется огромное количество проблем. Люби свою жену, найди время, чтобы сводить ее на свидание, путешествуйте вместе, покажи детям, что она является для тебя главным приоритетом. Во-первых, ты им будешь показывать хороший пример крепких и теплых взаимоотношений, а, во-вторых, они будут расти в любви и взаимопонимании.
5. Не отдаляйся от нее, когда она вырастет
       Нашей старшенькой уже почти 11, мы пока еще не пережили страшный подростковый период, но я уже к этому готов. Отцы, которые утратили эмоциональную связь со своими дочерьми, потом жалеют, что не были рядом с ними в этот особо сложный для девочек период. Уверяю, я не буду навязываться своей дочери, но буду знать, с кем она встречается, буду даже осведомлен о некоторых ее девичьих секретах, просто она сама не захочет держать это в тайне от меня. Она не заметит разницы в наших отношениях в период, когда ей было 5, и когда ей стукнет 15. Мои девочки взрослеют, но остаются для меня такими же дорогими.
6. Приучи ее заниматься спортом
       В нашем доме все бережно относятся к собственному здоровью и благополучию. Мои девочки — не слабаки. Они умеют правильно отжиматься и даже серьезно занимаются спортом. Также они не забывают развивать себя интеллектуально, чтобы быть такими же умными и красивыми, как их мамочка, ведь женственность не можно привить лишь с помощью банальных платьиц для принцесс и сказок о принцах на белом коне.
7. Храни воспоминания
      Однажды близкий приятель мне сказал, что моя основная работа как отца — быть в семье хранителем воспоминаний. Это тебе не шутка, у меня на это остается всего 50-60 лет, а это не так уж много, поэтому я стараюсь за отведенное мне время сохранить как можно больше воспоминаний, связанных с моими девочками. Мы не только празднуем вместе большие праздники, мы также берем во внимание всякие мелочи из повседневной жизни и пытаемся сделать из каждой из них своего рода праздник. Ночь кино в пятничные вечера, великие субботние завтраки, прогулки после церкви — почему бы и нет? Это не обязательно должно стоить дорого или быть тщательно продуманным, но это должно исходить от всего сердца. Подай своей дочери идею, чтобы она завела себе журнал лучших воспоминаний.
8. Покажи, что не всё крутится вокруг нее
       Происходит что-то невероятное, когда мы осознаем, что мир не крутится вокруг нас любимых. Мы с женой еще не донесли это до своих девочек, но мы уже стараемся им показать, что жизнь обретает смысл и становится прекраснее только от того, что ты умеешь больше дарить и отдавать, чем брать; помогать другим, ошибаться и учиться на собственных ошибках.
9.Переживай события из ее жизни вместе с ней
       Чтобы обеспечить семью и детей, многие из нас желают построить успешную карьеру, но мы иногда забываем, ради кого мы это делаем. Ты не всегда сможешь с этим справиться, но старайся проживать каждое событие вместе с дочерью, даже если оно не приводит тебя в восторг. Я ненавижу, когда отцы приходят на выступление собственных дочерей и от скуки начинают смотреть футбол на телефоне. Уверяю, я не меньше люблю футбол, чем эти парни, но когда моя дочь будет танцевать в школе, всё свое внимание в этот вечер я подарю ей и буду громче всех в зале аплодировать этой невероятной девочке.
10. Быть близко — не значит присутствовать
       Да, признаюсь, иногда я об этом забываю. Тот простой факт, что ты находишься около нее, еще не означает, что ты на самом деле находишься рядом с ней. Выключи свой телефон сразу же, когда вернулся с работы домой. Или на крайний случай оставь его в другой комнате. Ведь дочери нет дела до твоей почты или твоего Twitter, ей важно, чтобы ты больше времени проводил с ней и был рядом в нужный момент.
11. Помогай ей делать прически и маникюр
      Моя жена делает это 99 раз в день. Но я не прочь сделать хвостики девочкам 100-ый раз. Представь, я даже могу накрасить им ногти. Иногда они не прочь накрасить ногти мне, особенно, когда я сплю. Покажи дочери, что настоящий мужчина должен быть настоящим джентльменом.
12. Ходи с ней на свидания
     Я не могу сказать, что делаю это регулярно, но раз в несколько месяцев сводить свою малышку на свидание — это лучше, чем ничего. Ты должен показать ей пример, как настоящий мужчина обращается с женщиной. Можешь меня назвать старомодным, но когда в юности я ходил с девушками на свидания, я открывал перед ними дверь, платил за них в кафе, смотрел им прямо в глаза и заставлял их чувствовать себя на все 100%. Нет, для этого тебе не понадобятся полные карманы денег… Прогулка по парку, катание на велосипеде, поход в лавку мороженного — всё это будет стоить лишь копейки, но зато принесет колоссальное удовольствие твоей дочери, потому что главное — внимание!
13. Ее душа должна быть еще более привлекательной, чем ее внешность
      Она должна иметь какой-то стержень внутри себя, так сказать, внутреннюю опору. Покажи ей, что быть красивой — это еще не всё, нужно работать не только над своей внешность, но и обогащать свой внутренний мир.
14. Не проморгай
     Исполняй роль отца с достоинством, живи ней, цени каждое мгновение, не упусти этот шанс, который дается не так часто в жизни.
15. Ты простишь меня?
     Когда мои действия не соответствуют моим намерениям и словам, или я замечаю, что каким-то образом обидел ее чувства, я прошу у нее прощения. Нет, это не простое извинение-отмазка, оно очень искреннее, осознанное и настоящее. Нужно уметь признавать собственную ошибку. Несомненно, она тебя простит и поймет, что просить прощение — совсем не слабость.
Источник yaplakal.com

Мифы и правда о развитии речи ребенка


Правда ли, что девочки начинают разговаривать раньше мальчиков, а картавость передается по наследству? Мы попросили дефектолога-логопеда Юлию Владимировну Смирнову прокомментировать эти и другие распространенные мифы о речи ребенка.

         Девочки раньше начинают разговаривать, чем мальчики
Миф. Своевременное развитие речи не зависит от пола ребенка, а во многом зависит от взрослых, которые занимаются его воспитанием и развитием. Доказано, что речь не возникает вне человеческого общества. Для появления речи с ребенком необходимо достаточно разговаривать и удовлетворять его потребность в общении. Маме необходимо обязательно заниматься с малышом играми по развитию речи и мышления.
                                       Примеры игр:


        Развитие мелкой моторики связано с развитием речи
Правда. Развитие мелкой моторики положительно влияет на становлении детской речи. Это связано с тем, что двигательные зоны пальцев рук в коре головного мозга имеют довольно обширное представительство и тесно связаны с речевыми зонами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития тонких движений пальцев рук с развитием мозга и повышением его работоспособности.
                                     Пример игры на развитие мелкой моторики:

       Сосание пустышки формирует неправильный прикус и замедляет развитие речи
Правда. Да, действительно соска-пустышка способна испортить прикус ребенка и деформировать еще несформировавшийся толком зубной ряд. Родителям необходимо знать следующие нюансы:

  • во-первых, соска обязательно должна быть правильной, ортодонтической со специальным прикусом, от такой соски вреда будет значительно меньше;
  • во-вторых, даже от правильной соски следует отказаться после года, так как постоянное сосание пустышки начинает тормозить психическое развитие ребенка, снижается речедвигательная активность, и он позже начинает говорить. Объяснить это очень просто – ротик малыша постоянно занят соской и нет необходимости познавать окружающий мир.

        Заикание не лечится
Миф. В настоящее время существуют разные методики преодоления заикания у детей и взрослых. Теоретически и практически доказано, что полного выздоровления можно достичь только в условиях комплексного подхода. Проблемой заикания занимаются врачи-психоневрологи, врачи-психотерапевты, логопеды и другие специалисты. Большую роль в устранении заикания играет семья и все окружение. Необходимо также знать, что заикание может рецидивировать, то есть внезапно возвращаться после, казалось бы, полного выздоровления.
         Заикание и картавость передается по наследству
Правда. Однако следует сразу сказать, что ребенок, скорее, наследует предрасположенность к определенным заболеваниям, а не само конкретное нарушение. В неблагоприятных условиях под каким-либо воздействием со временем развивается или остро возникает то или иное нарушение.
         Речевое развитие зависит от течения беременности
Правда. Возникновению речевой патологии способствуют токсикозы, вирусные и эндокринные заболевания, несовместимость крови по резус-фактору. Различная внутриутробная патология способна приводить к нарушению в развитии плода. Наиболее чувствительным периодом беременности для возникновения речевой патологии является временной отрезок с 4 недели по 4 месяц.
 Смирнова Юлия Владимировна, дефектолог-логопед, практик высшей категории
 Благодарим проект «Дар детям» за помощь в написании статьи

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МУЖСКОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

    Мужской подход к воспитанию и обучению ребенка не бесспорен, но интересен и очень эффективен. Эта статья — свидетельство отличия мужской воспитательной политики от женской, но не противопоставления их друг другу.
Природная мудрость или режим?
     Многие женщины убеждены, что ребенок должен жить по режиму. Спать, гулять и, конечно же, принимать пищу нужно по расписанию. Но ведь иногда есть не хочется, и почему я, вы или ребенок должны идти против своей природы? Порой мамы начинают буквально пичкать детей едой. На собственном опыте знаю, как это неприятно. Стоит мне на работе увлечься делом и забыть пообедать, как несколько сотрудниц сразу пытаются сделать меня жертвой гиперопеки и материнской заботы: «Вы не заботитесь о своем здоровье! Вам надо беречь себя!». Бывают и откровенно негативные внушения: «Вы же так заболеете!» Со своими детьми эти женщины в вопросах питания еще более напористы. Ну а что делать, если потребности ребенка регулирует природная мудрость его организма? Да и что случится, если пропустить один-два приема пищи? Наступит истощение? Наоборот, ребенок нагуляет аппетит и поест не только с удовольствием, но и с пользой для организма.
Главный секрет хорошего сна
      Еще одно интересное наблюдение: многие женщины, которых я знаю, искренне считают, что ребенка перед сном нужно изолировать от любых раздражителей, «успокоить». Может быть, этот стереотип вообще свойствен большинству женщин? Мой подход к подготовке ребенка ко сну отличается кардинально. С самого раннего возраста (начиная с 1 месяца) я брал ребенка на руки, и мы ходили смотреть на птичек, собачек, цветочки и машины, трогали кору деревьев, камешки и траву, слушали жужжание пчел и пение птиц. Ребенок получал информацию по всем каналам восприятия («смотрели», «трогали», «слушали») и, конечно, скоро перегружался этой информацией, «клевал носом», засыпал. После этого я укладывал его в коляску или кроватку. Как специалист по укачиванию ребенка, поделюсь своим главным секретом: если ребенок засыпает в вертикальном положении — это знак того, что он получил достаточное количество информации и ему есть, что перерабатывать во время сна.
Как мужчины относятся к здоровью ребенка
      Кому-то может показаться, что мужчины относятся к заботе о здоровье ребенка легкомысленно, но это далеко не так. Представьте, что ребенок долго сидит в прохладном пруду, а папа доволен, так как ему самому не хочется выходить из воды. А как реагирует мама? Она возмущена: «Выходите немедленно, а то простудитесь!» Это же просто какая-то вредительская установка: выйдем и точно простудимся. Наш организм, получая удовольствие, прекрасно понимает, что заболей мы завтра, все развлечения закончатся! И тогда начинают работать естественные защитные механизмы, развивается иммунитет, закаляется тело. Ребенку очень хочется плескаться в воде, наблюдать за мальками и бросать камушки. А это можно делать только тогда, когда ты здоров.
Мужчина превращает реальность в развивающую среду
       Женщина очень часто стремится прислушаться к советам и рекомендациям и поэтому для развития ребенка использует готовые игрушки и различные дидактические пособия. Мужчина же, напротив, развивает малыша при помощи реальных объектов и сюжетов, превращая окружающую действительность в развивающую среду. Он дает в руки ребенку различные инструменты, знакомит с техникой. Даже обычный прием пищи можно наполнить развивающим эффектом. Для развития мелкой моторики необходимо задействовать пальцы в процессе манипулирования мелкими предметами. Я использовал простое упражнение в игре с сыном, которому не исполнилось еще и шести месяцев. Резал мелкими кусочками фрукты.
      Сначала это были кубики со сторонами 1 см, со временем их размер уменьшался. Вкусные кубики я рассыпал на столе, и малыш вынужден был брать их пальчиками. При этом, сам того не осознавая, ребенок использовал правильный захват (щипковый и пинцетный), а это уже — подготовка руки к письму. Рановато? Но ведь еще В.Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня нейропсихологами уже доказан тот факт, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев рук (говорить начинают дети в тот момент, когда им удается совершать изолированные движения пальцами). По мере взросления ребенка я стал учить его застегивать пуговицы (кстати, важный навык самообслуживания). Занятие не из приятных, особенно когда не получается, а не получается поначалу всегда. В борьбе со скукой мы превратили обучение в игру. Сначала осваивали крупные пуговицы на старом пальто. Чтобы было интереснее, на пуговицы наклеили кружочки из картона и нарисовали на них глазки, ротик. Получились смешные мордашки. Веселые человечки могут спрятаться, выглянуть на улицу одним глазом и, наконец, высунуть голову в окошко, подставить улыбающееся личико ласковым лучам весеннего солнышка.
Давайте посмотрим на все по-новому!
       При осмысленном подходе мощнейшей развивающей средой становится не только любой предмет или деятельность, но и любая территория, например обочина дороги! Автомобили такие разные, динамичные. Они отлично помогают взрослому развивать ребенка: «Смотри, вон красная машина поехала, а эта — белая» (различение цветов); «Легковая машина маленькая, а грузовая — большая» (величина предметов); «Справа едет автобус, а слева — пожарная машина» (ориентация в пространстве); «Давай посчитаем машины» и т. п. А чего стоят наши еженедельные прогулки в лес, которые мы начали с 1,5-месячного возраста! В лесу все по-настоящему. К сожалению мы, взрослые, часто проходим мимо удивительных вещей, которые кажутся нам привычными. Ребенок же удивляется очень многому, так как видит это впервые в жизни! Обучая ребенка простейшим навыкам, мы и сами можем поучиться сложнейшей и уникальной способности — видеть обыденные вещи и явления с непривычной точки зрения, как будто первый раз в жизни. Это умение помогает решать не только познавательные задачи, но и психологические проблемы, а потому его нужно развивать, беря пример с малышей.
Папы — за общение с электроникой!
       С самого раннего возраста папы вовлекают ребенка в процесс общения с электроникой. Вернее, малыш сам тянется к телефону, пультам дистанционного управления, компьютеру, и отцы им в этом не препятствуют. К сожалению, мамы часто видят в этом потакание прихотям малыша. Дети, стремясь к технике, действуют интуитивно верно. Психологи выявили следующую закономерность: человек осваивает технические системы тем успешнее и быстрее, чем раньше начинает это делать. Например, в семье появляется компьютер. До этого все члены семьи обладали нулевыми навыками пользователя. Загляните в эту семью через год и сравните успехи 10-летнего сына и его 35-летних родителей.
Развивающий потенциал мобильного телефона
      Все электронные устройства «заряжены» развивающим потенциалом, так как работают по принципу заложенных в них алгоритмов. Постигая их, ребенок учится мыслить логически. Мышление — процесс нахождения связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Электронные устройства как будто созданы для того, чтобы изучать причинно-следственные связи. Прекрасным развивающим устройством является мобильный телефон. Изменяя громкость звонка, познакомьте малыша со словами «громко», «тихо». С целью развития речи можно связаться с автоответчиком сервисной службы и дать ребенку вдоволь наговориться с «электронной тетей». Телефон хорошо, а фотоаппарат лучше. Особенно цифровой. Вот где моментально можно увидеть, как действия приводят к результату, сравнить фотоизображение с реальностью, а через некоторое время снова просмотреть и сопоставить с образом из зрительной памяти. Ну, а уж когда ребенок просматривает собственные изображения на фотографиях или видео, бурными темпами формируется его «Я-концепция» (механизмы самоидентификации, самопознания и самовыражения). Все это напрямую связано с развитием личности ребенка.
Стресс и страх необходимы!
      Не менее важным аспектом развития личности малыша является эмоциональное развитие в целом и эмоционального интеллекта в частности. Эти факторы способствуют успеху в школьном обучении и самореализации во взрослой жизни. Недаром диагностика школьной готовности включает в себя исследование трех параметров — интеллектуальная, эмоциональная и личностная готовность. Бесспорно, мамы уделяют развитию эмоциональности ребенка большое внимание. Но, в отличие от отцов, они часто недооценивают позитивное влияние стресса на развитие детской эмоциональности. Да, именно стресса, ведь способность противостоять стрессовым факторам природно обусловлена и необходима человеку. Не менее важен в нашей жизни и страх, в разумных пределах, конечно. Умение вовремя и адекватно отреагировать на отрицательные эмоции — важный навык, который необходимо формировать для развития эмоциональной устойчивости ребенка. 
      В арсенале родителя обязательно должны быть игры, в ходе которых ребенку необходимо (да и хочется) прятаться, убегать, отражать нападение. Эти игры возвращают в добрые времена мамонтов и саблезубых тигров, во времена, когда человек умел использовать стресс «по назначению». Тогда стресс не угнетал его сознание, а помогал выжить и почувствовать себя победителем. Времена изменились, а физиология человека осталась прежней. Ребенку необходимо переживание сильных эмоций, как отрицательных, так и положительных. Лучший способ создать и пережить их — это игра. Ну а кто, как не мужчина, может придумать для ребенка игру под названием «Каменный век отдыхает!»
Инстинкт собирательства — в основе игры
     Инстинкт собирательства, охоты глубоко заложен в бессознательном человека. Родители могут применять различные игры, цель которых — поиск предметов и их свойств. Одну из таких игр я веду уже около полутора лет. Игра не имеет названия, но она очень нравится моему сыну, а потому живет долго, развивается, и я думаю, продолжит трансформироваться при решении новых обучающих задач. Начиналось все, когда сыну еще не исполнилось семи месяцев. Мы прятали под подушку и находили любимую игрушку — мишку. Это было знакомство со словами «прятать» и «находить», которые я громко и с интонацией проговаривал. К девяти месяцам игра модернизировалась. Мишка стал прятаться в комнате, но с обязательным условием (это важно!) — он должен был быть виден. Я сажал мишку на видное место в комнате, а потом входил туда с сыном на руках. Его задача была найти медвежонка глазами. Малыш крутил головой и очень радовался, когда находил игрушку.
     Мишка со временем становился хитрее, выбирая места не столь очевидные (на полу, прямо у входа в комнату, на люстре, на цветочной подставке). Задача постепенно усложнялась: мишка «прятался» за тюль на подоконнике (ограниченная видимость), только одна голова выглядывала из-за какого-нибудь предмета (частичная видимость). Убегал в смежную комнату, и, несмотря на то, что игрушка была хорошо видна, ребенку необходимо было расширить психологические границы и направить внимание за пределы изначально заданной территории поиска, то есть преодолеть уже сложившиеся стереотипы восприятия. При таком витке событий игра стала приобретать ценность как инструмент развития не только восприятия, внимания и произвольности, но и как средство формирования психологической гибкости ребенка. Затем игра развивалась по пути уменьшения размеров объектов поиска и использования не совсем обычных мест размещения предметов в пространстве. Моя фантазия иссякала, но наступила осень, и наша игра перенеслась на просторы лесов. Мы с сыном и дочерью превратились в грибников. Ярославу было 1,5 года. Иногда я первым замечал гриб и демонстративно пытался пройти мимо. Но не тут-то было. Сынишка останавливал меня криком: «Папа, гиб!» Теперь эта игра развивала не только познавательные процессы ребенка, но и его самооценку. (Правда, по мнению психологов, формирование «Я-концепции», а следовательно, и самооценки как ее составляющей начинается только к 3 годам).
Папа — лучший друг!
      Спонтанность — одно из важнейших отличий мужского подхода к игре с ребенком. Почему мужчины редко планируют развитие игры, а чаще следуют ходу развития событий и желаниям своим и ребенка? Да потому, что мужчина в игре сам становится ребенком. Причем чем он старше, тем лучше у него это получается. Он проникается духом игры, увлекается, получая не только удовольствие от процесса, но и пользу. Эта спонтанность, искренняя увлеченность процессом и стремление перейти из ведущего игры в ее участника делает мужчину лучшим другом ребенка.
      Ну а мама, тем временем, всегда остается мамой. Любящей, опекающей, доброй, самой лучшей мамой на свете! 
 

РОДИТЕЛИ ТОЖЕ ИНОГДА ЗАГОВАРИВАЮТСЯ

     Все мы горазды записывать за детьми, но ведь и мы сами, уставшие, сонные, замученные — порой заговариваемся, и ТАКОЕ выдаем! Я тоже записывала после наших разборок с детьми, а также за подругами. Муж утверждает, что это смешно так же, как и детские выраженьица. У кого еще такое есть?
                     
«Иван, спи молча!»
«Кто обувь расставил так, будто это медведь нагадил?»
«Игорь, нельзя есть зубную пасту! В крайнем случае, надо ее сильно запить»
«Братья и сестры, они же дети! Блин, забыла, как зовут, хоть паспорт с собой носи и читай»
«Сыночек, солнышко, Мишенька, не ешь то, что собачка не доела – животик заболит!»
«Сейчас я всех выдеру, а потом мы дружно будем убирать игрушки»
«И не надо врать, что это папа в кровать написал — в нем и воды-то столько не будет!»
«Куда ты ложишься прямо на брата, чтобы он орал! Ложись между вами!»
«Чье одеяло попалось мне под ноги, когда пробегало по коридору?»
«Ксения, ешь, пожалуйста, с закрытым ртом!»
«Яйца нужно есть как яйца, а не так, будто они сами вас съесть собирались и были при этом убиты»
«Иди, убирай это в шкаф аккуратно — я сейчас пойду и все оттуда выкину!»
«Можно все, но жениться только после школы, собаку только после переезда, а прыгать из окна только с парашютом. У тебя есть парашют?»
«Что вы у меня на рабочем столе выпасаетесь, как страусы?»
«Папа пойдет в гараж один, а кто против — может помыть пол»
«Если ты сейчас доорешься до того, что разбудишь Васену – учти, ляжешь вместо нее!»
«Фотографии есть нельзя, и рвать тоже, даже если смотреть на них не хочется — нужно просто спрятать»
«Ваня, вот лично у меня конфет уже нет, но Ксюха точно заныкала парочку, и пока она смотрит «Солдат», рекомендую провести процедуру «Уборка детской» с легким шмоном на кровати. Во всяком случае, Ксения всегда поступает именно так, когда я смотрю кино»
«Перестань тут стоять на одной ноге, как цапля на болоте в погоне за лягушками!»
«Что вы тут баранитесь, как кони?!»
«Курочки захотел? А не надо было вентилятор ломать!»
«Я в магазин зайду с Васенкой, а вы тут подождете с коляской. А если кто-то к вам подойдет, орите так, будто на Ксению паук упал, а у Елисея чупа-чупс забрали»
«Поели пасту? А теперь я лично вам почищу зубы – хоть раз в неделю это должно быть гигиеной, а не продолжением ужина»
«Жвачку из моей сумки воровать только по команде»
«Чего ты орешь? Ластик съесть хочешь? С одним условием: ты его доешь до конца!»
«Утро настанет в любом случае, даже если Ксения предпочитает субботу и пони-клуб»
«Вы его не умыли – вы его едой покрасили»
«Да, Ксюха, к кружевной белой юбке очень идут белые кроссовки. Рекомендую также лыжи, рацию, шапку-ушанку и гранатомет. И чтобы все тоже было белым»
«Карлсон, щеки которого живут на крыше».
«Никита, наркоманы похожи на людей, но если на них заорать: «Мама, это наркоманы!» — они могут кинуться и покусать. Поэтому из подъезда выходим молча»
«Папа всех зовет поехать смотреть на салют, но мне не верится, что вы это переживете без памперса. Поэтому чай будем пить после возвращения»

ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ ИЛИ ИЛЛЮЗИИ ВЗРОСЛЫХ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

      Власть родителя над ребенком безгранична — накормить, приласкать, наказать, научить, показать, объяснить и т.д. Каждую минуту родитель может что-то делать или не делать по отношению к ребенку: в этом проявляется родительская власть, творчество и ответственность.
                 
         Из практики могу сказать, что отношение родителей к ребенку закладывает фундамент его поведения во взрослой жизни. Доказать это просто – сравните отношения в своей семье и отношения между вашими родителями. Вы обнаружите, что сценарии, сцены, ситуации, как и ваши реакции на них, очень похожи. Из этого следует, что дети берут с собой во взрослую жизнь не то, что вы бы хотели, а все без разбору.
        Реальность, которую нам придется принять — хотим мы этого или нет — такова:
  • рецептов правильного воспитания нет, так как все советы разбиваются об индивидуальность ребенка, поведение членов семьи, воспитателей, учителей;

  • чтобы мы делали или не делали, всегда будет место ошибкам и ответственности за них;
  • ребенок – не взрослый человек, т.е. требовать от него взрослых реакций, понимания, осознания абсурдно (сродни мечтаниям, чтобы на груше выросли яблоки);
  • в семьях, где царит любовь — ребенок растет счастливым (психотерапевтическая аксиома);
  • базовые принципы, делающие вас успешными воспитателями – внимание, уважение и поддержка. Внимание предполагает, что взрослый, наблюдая за поведением ребенка, делает выводы о его интересах и увлечениях. Уважение – признание за ребенком права на свои чувства, интересы, увлечение, желания. Поддержка – помощь и стимулирование интересов ребенка.

       
        Ниже кейсы из практики консультирования, которые могут служить иллюстрацией того, о чем я писал выше.
        Детский сад — обязательное условие гармоничного развития ребенка
      Семейный совет: Папа: «Ребенка нужно отдать в детский сад, ему нужно научиться общаться с другими детьми, и там он научится рисовать, читать». Мама: «Пока я не вышла на работу, ему лучше со мной, он еще не готов». Бабушка: «Только в садик, я всех детей своих отдавала – вон какими выросли».
     Споры о садике очень распространены. В одной из групп родителей рассказывали свои истории о садике: и о том, как помог садик, и том, как он был вреден для ребенка.
     Уверен, вы знаете цитату А.Эйнштейна «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень».
     В данном случае родителям нужно прийти к совместному решению, какие задачи с точки зрения развития стоят перед ребенком в настоящий момент. Например, если ребенку нужно больше общаться со сверстниками для развития социальных навыков, родителям нужно посоветоваться и решить, какой способ будет учитывать интересы всех членов семьи. Так, если ребенок в силу личностных особенностей не готов к детскому садику — группы развития и детская площадка могут стать равноценной заменой. 
        Необходимо защитить малыша от всех неприятностей
     Детская площадка. Малыши радостно бегают друг за другом. Один из малышей зацепился за другого, упал, ударился коленкой. На площадке родители других деток посмотрели на малыша в ожидании рева. Но буквально в следующее мгновение малыш даже не успел открыть рот, мама подхватила его на руки, прижала к себе и убаюкала теплыми словами.
        Рецептов правильного воспитания нет
     Прекрасный мир у такого ребенка – нежный, заботливый, дружелюбный. В нем много любви, тепла, ласки. Это все нужно малышу.
     Но еще ему нужно личное пространство для познания мира. Как знать, может навык подниматься самому, преодолевая боль – поможет ему во взрослом возрасте достигать поставленных целей.
     Два главных закона. Первый — родитель всегда прав. Второй — если не прав, смотри пункт первый
     Мама с утра готовила кашу для Маши. Зачерпнув кашу ложкой и попробовав, мама удовлетворенно хмыкнула, каша вышла на славу. А Маша проснулась, выпила компот и есть отказывается. «Давай ешь!», – говорит мама. «Не хочу, не буду», – отвечает Маша.
     Конфликт, столкновение интересов, мнений между родителем и ребенком — кто прав? Мама, которая знает, что режим важен, или ребенок, у которого есть право на свое Я. Как действовать? Рецепт один — договариваться! Делать это просто, четко и ясно. Достаточно продемонстрировать, что вы понимаете потребности ребенка и проговариваете свои.
 
Пример:
Мама: Маша, я правильно понимаю, что ты не хочешь кушать?
Маша: Да.
Мама: Мне грустно из-за этого, я старалась, готовила. Давай сейчас сделаем маленькую зарядку (игру), а потом ты съешь пару ложек каши?
 
               Родители лучше ребенка понимают его увлечения
      Мише 6 лет, он самозабвенно играет в конструктор днями напролет. Комбинирует, фантазирует. Каждый раз получается что-то новое и интересное. Траснформеры – космоподводная лодка, небоскребангар для самолетов. Бабушка советует маме: «У нас в садике открылся танцевальный кружок. Там талантливый преподаватель, Мише понравится». А Миша, по отзывам воспитателей, совсем не проявляет заинтересованности в танцах. 
     Сложности выбора. Хороший преподаватель — это прекрасно. И если мальчик увлечется танцами, это может стать ему опорой в будущем. И вообще, может ли ребенок понимать свои увлечения в шесть лет? Должны ли за него принимать решение родители? Сколько раз через силу нужно отвести ребенка на то, что ему не нравится, чтобы родители остановились
      Рецепта нет, развитие ребенка компетенция и ответственность родителей, но будьте внимательны к малышу. В детском возрасте развитие одного участка мозга автоматически влияет на развитие другого. Если научите хорошо играть в мяч, через мелкую моторику разовьется чтение и письмо. Подумайте немного о себе, что вы чувствуете, когда идете на нелюбимую работу. Какое настроение? Мотивация? Так и с кружками и увлечениями ребенка. Будьте уверены – то, что ребенку нравится, легко поддается развитию.
       Родитель имеет право наказать ребенка
     Мама нашла минутку отдыха, села в кресло перед телевизором и включила телепередачу. В это время Леночка увлеченно рисовала, и когда место на бумаге закончилось, принялась за двери. Буквально через три минуты белоснежная дверь покрылась бурыми пятнами. Когда мама увидела бело-бурую дверь, она начала кричать на Леночку.
     Исходите из того, что дети не понимают, почему их наказывают. Строгие выражение лица, сухой и сердитый тон голоса уже является значительным наказанием для ребенка. Но прежде чем проявлять свои эмоции, попробуйте стать на место ребенка, понять, есть ли в ситуации, которая вас не устраивает, ваш вклад, а затем уже действовать. Если наказание действительно необходимо, воздержитесь от крика и физического наказания. Можно ввести ограничение на просмотр мультфильмов, покупку игрушек, карманные деньги и т.п. 
     В заключение хочу пожелать родителям, чтобы перед принятием решений, которые повлияют на судьбу ребенка, отслеживать свою мотивацию, задав себе несколько простых вопросов: (техника «Декартовы координаты»):
               Что будет с ребенком, если я это сделаю?
               Что будет с ребенком, если этого я не сделаю?
               Что ребенок потеряет, если я это сделаю?
               Что ребенок потеряет, если я этого не сделаю?
 Автор: Злотников Андрей

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ

       ЧАСОВЩИК                                                                                            ЁЛКА
Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз).            Ёлка плакала сначала (Потереть глаза.)
Чинит часики для нас. (Закрыть другой глаз).               От домашнего тепла,
(Открыть глаза.)                                                                Утром плакать перестала, (Поморгать глазами.)
                                                                                          Задышала. Ожила. (Подышать.)
                                
 
БАБОЧКА
      Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться,)
      И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё.)
      Больше спать не захотел, (Поморгать глазами.)
      Встрепенулся, потянулся, Руки поднять вверх (вдох).
      Посмотреть на руки.
      Руки согнуты в стороны (выдох).)
      Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
 
                                          СТРЕЛКИ ВЕСЕЛО БЕЖАЛИ 
                           Стрелки весело бежали,
                           На экране рисовали:
                           Влево, вправо, вверх и вниз (Повороты головы.)
                           Вокруг себя ты повернись.
                           Руки стрелочками станут (Руки в стороны.)
                           И вращаться не устанут. (Круговые вращения руками.)
                           Станет спинка как картинка, (Выпрямляем спину.)
                           Ноги станут как пружинки. (Выполняем приседания.)
                           Посмотри ты влево, вправо,
                           Вдаль, на потолок, на пол –
                           Ты не зря сюда пришёл.
                           Все четыре направленья
                           Ты освоил без сомненья.
                           И теперь по жизни смело
                           Можешь ты шагать умело.
 
ЁЛКА
     Вот стоит большая ёлка, (Выполняют движения глазами.)
     Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)
     У неё большие ветки.
     Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)
     Есть на ёлке даже шишки, (Посмотреть вверх.)
     А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)
     Зиму спит там косолапый (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Повторить.)
     И сосёт в берлоге лапу. 
 
                                                         
    СОЛНЫШКО И ТУЧКИ
Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами)
Солнышко тучки-летучки считало: (вправо-влево,)
Серые тучки, чёрные тучки. (вверх-вниз.)
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Солнце на небе вовсю засияло. (Закрыть глаза ладонями.)
Продавало солнышко (Поморгать глазками)
на весёлой ярмарке
Платья разноцветные,
                                                     яркие-при яркие.
                                                     Приходил на ярмарку весёлый народ.
                                                     Побывал на ярмарке весь огород.
 
            СНЕЖИНКИ
Мы снежинку увидали, (Дети берут снежинку в руку.)
Со снежинкою играли. (Вытянуть снежинку вперёд перед
собой, сфокусировать на ней взгляд.)
Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Дети вправо посмотрели. 
Вот снежинки полетели, (Отвести её влево, проследить взглядом.)
Дети влево посмотрели. 
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал… (Поднимать снежинки вверх
и опускать вниз.)
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив
снежинку на пол.)
Глазки закрываем, (Закрыть ладошками глаза.)
Глазки отдыхают. (Дети складывают снежинки
и садятся.)
                          

КАК ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО НЕЛЬЗЯ - ЭТО НЕЛЬЗЯ?

     Сегодня мы с вами разберем важную тему, без которой спокойная жизнь с детьми не мыслима. Очень часто возникают вопросы — как объяснить ребенку, что нельзя?
     Вы говорите; «Нельзя!», а ребенок продолжает делать, будто вы вещаете в пустоту. Бывает такое? Ну и отлично! Значит после прочтения статьи вы получите готовый алгоритм действий. 
     Итак — начнем с самого понятия запрета и как это видит ребенок.
     Когда мы видим с вами, что ребенок делает что-то не дозволенное, или что-то не хорошее, или что-то опасное мы конечно же ему запрещаем.
     За сутки, если посчитать, то очень часто количество запретов просто зашкаливает и таким образом мы с вами непроизвольно провоцируем ребенка на капризы, на истерики, на агрессивное поведение.
      Маленький ребенок очень импульсивный, у него пока еще не развита произвольность. Для того что бы он осознал, подумал, хорошо ли он это делает или плохо — таких навыков у него пока нет. И если он что-то хочет, он сразу идет это делать, он хочет это получить, он пока не способен долго ждать. 
     И вот на пути встречается мамин запрет, конечно же ребенок будет переживать по этому поводу.
     Как ребенок реагирует на слово «нельзя»?
У каждого малыша уровень переживания будет разный:
— кто-то очень внимательно посмотрит на маму ,
— другой ребенок может пустить слезу,
— третий может начать капризничать и кричать: «дай, дай, дай» ,
— а четвертый завалится на пол будет дрыгать ногами и биться головой и требовать чтобы, конечно, маму переломить.
     
 Как правильно формулировать свои запреты, чтобы они не провоцировали у ребенка капризы и истерику?
Следите за словами.
 
      Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово «нельзя».
      Считается, что это такое волшебное слово, которое ребенок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали нельзя, то ребенок по первому вашему требованию должен прекратить это делать.
       Но ситуация чаще всего обратная, почему? Потому что «нельзя» разводится очень много и это слово теряет свое изначальное значение. Его значимость для ребенка очень сильно снижается если вы несколько раз а скорее десятки в течении дня говорите ему: " Ваня, нельзя, Ваня, нельзя" и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово.
      Что же делать? Неужели никак не запрещать ребенку?
      Запрещать, но я рекомендую вам использовать следующее правило.
      Слово НЕЛЬЗЯ использовать только для жизненно важных вещей.
Например:
— нельзя совать палец в розетку,
— нельзя трогать горячее,
— нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать. 
И так далее, я думаю что суть понятна.
      Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!
      Не трогай, положи на место, будь осторожен, это легко бьется, это мамино, это чужое и так далее.
Например: если вы видите, что ребенок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду, а они очень любят эти вещи, вы можете говорить вместо нельзя так — «Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдем я дам тебе карандаши»
      Обратите внимание на последнее правило.
      Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.
      В вышеприведенном примере про сумку — если не играть с сумкой, то чем можно играть? 
      Если ребенок лезет в какое-то недозволенное место, то можно сказать: «Саша, там высоко. Давай заберемся вот на эту ступеньку, на эту ступеньку залезать можно»
      Действуя по такому алгоритму, мы объясняем ребенку значимость слова НЕЛЬЗЯ.
      Его мы используем только в критических, опасных ситуациях. И тогда запрет действительно будет иметь тот самый желанный эффект, железобетонный эффект остановки в опасной ситуации.
     Попробуйте начать применять эти простые способы в своем общении с ребенком и вы увидите, что гораздо проще стало с ребенком договариваться. Ребенок перестал негативно реагировать на ваши запреты и спокойствие и взаимопонимание в ваших отношениях станет гораздо больше.

Автор — статьи — Людмила Шарова,
 
 
 

ТРИ САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ НАПИТКА ДЛЯ РЕБЕНКА

     В рационе малыша должны быть только сезонные фрукты и овощи. Не спешите покупать ребенку клубнику или свежий помидор зимой или весной. Укрепить защитные силы организма сейчас помогут шиповник, клюква и сухофрукты.
1. Настой шиповника в термосе.
Этот напиток – чемпион по целебным качествам. Ягода шиповника в содержит витамина С в 50 раз больше многих цитрусовых. Хорошо промойте ягоды и засыпьте 3-4 столовые ложки в термос, залейте 1 литр кипятка и оставьте настаиваться на ночь. Настой шиповника для детей можно давать вместо чая. Для вкуса добавить немного сахара или меда.
 









2. Клюквенный морс.

Чем полезен клюквенный морс? Витамины С и Р, содержащиеся в клюкве, помогут малышу справиться с простудой. А танин, которым богата эта ягода, выведет продукты распада вредоносных бактерий и вирусов. Растолките ягоды, отожмите сок. Шкурки ягод залейте водой, прокипятите 5-10 минут, остудите, добавь сок, сахар или мед.
 





3. Узвар — охлажденный напиток,
приготовленный из сухих фруктов и ягод, иногда с добавлением меда. Сухофрукты любые: чернослив, груши, яблоки, сливы, изюм, абрикосы.
Невозможно переоценить полезные свойства этого напитка из сухофруктов и ягод. Главное, что надо помнить при приготовлении этого компота, что его не надо варить, достаточно лишь довести до кипения. После этого оставить напиток настаиваться на длительное время (можно в термосе).

ПРО НАКАЗАНИЯ

     Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД.
      Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось». 
     Все гораздо проще. Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше. 
      Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями. 
      Если мы не умеем любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдет супруг — не в наказание, а просто ему надоест. 
      Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь — и задача взрослого человека просчитывать последствия и принимать решения.
      Если мы воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира. После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» — давать указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не позавидуешь.
      Ненаступление естественных последствий — одна из причин, по которым дети оказываются не приспособлены к жизни. Если сам о себе не позаботишься, никто этого делать не станет. Но от этой важной истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в этот самый мир — и дальше как знаешь…
      Вот почему очень важно всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков. 
      Потерял, сломал дорогую вещь — значит, больше нет. Украл и потратил чужие деньги — придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент — придется рисовать вместо мультика перед сном. Устроил истерику на улице — прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние.
      Казалось бы, все просто, но почему-то родители почти никогда не используют этот механизм. Вот мама жалуется, что у дочки-подростка стащили уже четвертый мобильный телефон. Девочка сует его в задний карман джинсов и так едет в метро. Говорили, объясняли, наказывали даже. А она говорит, что «забыла и опять засунула». Бывает, конечно. Но я задаю маме один простой вопрос: «Сколько стоит тот телефон, что у Светы сейчас?». «Десять тысяч — отвечает мама». «Как, она потеряла уже четыре и вы опять покупаете ей такой дорогой телефон?» «Ну, а как же, ведь ей нужно, чтобы были и фотоаппарат, и музыка, и современный чтоб. Только, боюсь, опять потеряет».
      Кто б сомневался! 
      Естественно, в этой ситуации ребенок и не станет менять свое поведение — ведь последствий не наступает! Его ругают, но новый дорогой мобильник исправно покупают. Если бы родители отказались покупать новый телефон или купили самый дешевый, а еще лучше — подержанный, и оговорили срок, в течение которого он должен уцелеть, чтобы можно было вообще заводить речь о новом, то Света уж как-нибудь научилась бы «не забывать».
      Понятно, что есть ситуации, когда мы не можем позволить последствиям наступить, например, нельзя дать ребенку вывалиться из окна и посмотреть, что будет. Но, согласитесь, таких случаев явное меньшинство.
      Да, и я не знаю, что отвечать на вопросы типа «четырехлетка не слушается, что делать?» Я не в курсе, где у него кнопка. Тут очень много факторов: 
  • состояние родителя

  • взаимоотношения до того
  • история ребенка
  • характер и темперамент обоих
  • ситуация
  • участие третьих лиц и много всего. 

      Да и вообще, никто не знает «что делать», чтобы ребенок все время делал то, что мы хотим. И слава богу!
 
Л. Петрановская

ВЫДЕРЖКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Трактор мчался по полю, слегка попахивая…

  2. Летом мы с пацанами ходили в поход с ночевкой, и с собой взяли только необходимое: картошку, палатку и Марию Ивановну.
  3. Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому!
  4. Плюшкин навалил у себя в углу целую кучу и каждый день туда подкладывал.
  5. Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел.
  6.  Дантес не стоил выеденного яйца Пушкина.
  7. Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.
  8. Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
  9. Герасим поставил на пол блюдечко, и стал тыкать в него мордочкой.
  10. У Онегина было тяжело внутри, и он пришел к Татьяне облегчиться.
  11. Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его родители жили в Петербурге.
  12. Чацкий вышел через задний проход и подпёрнул дверь палкой.
  13. Герасим налил Муме щей.
  14. Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.
  15. Хлестаков сел в бричку и крикнул: “Гони, голубчик, в аэропорт!”
  16. Отец Чацкого умер в детстве.
  17. Пьер был светский человек и поэтому мочился духами.
  18. Под старость лет его приковало к постели раком.
  19. Вдруг Герман услыхал скрип рессор. Это была старая княгиня.
  20. Кабаниха нащупала у Катерины мягкое место и каждый день давила на него.
  21. У Ростовых было три дочери: Hаташа, Соня и Hиколай.
  22. Тарас сел на коня. Конь согнулся, а потом засмеялся.
  23. Душа Татьяны полна любви и ждёт не дождётся, как бы обдать ею кого-нибудь.
  24. Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк.
  25. Петр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами.
  26. Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.
  27. Тургенева не удовлетворяют ни отцы, ни дети.
  28. Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже.
  29. С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.
  30. Герасим ел за четверых, а работал один.
  31. Печорин похитил Бэлу в порыве чувств и хотел через ее любовь
  32. Из школьных сочинений в карикатурах...